Самые Важные Знания. Тема №26 «Жить по совести и погибнуть»

Разбирая общий принцип всего Закона Божьего, вы наверное заметили, что это устройство всей Вселенной. Так живут небожители, ангелы, и так должны жить те люди, которые хотят быть спасенными. «Да будет воля Твоя на земле, как и на небе», — все должны жить согласно Божьего Закона справедливости. Это гарант стабильности во Вселенной.

Как же быть с теми людьми, которые в силу различных обстоятельств не смогли познакомиться с Законом Божьим? Ведь даже тогда, когда Иисус пришел и ходил по земле 3,5 года, в этот момент по всему миру умирали люди, которые не знали о Христе, не знали Евангелия, вести спасения. И после того, как апостолы пошли, они не смогли сразу обойти всех. Люди умирали, умирали и умирали. И сегодня люди умирают и не имеют возможность узнать о писаном законе Божьем. Как Бог будет оценивать этих людей? Кого можно из них спасти? Кого нельзя спасти и почему? Наша тема как раз этому и посвящена.

Давайте обратим с вами внимание на такое важное понятие как «Совесть». И ответим на 3 вопроса:

  1. Насколько можно доверять своей совести в вопросах спасения?
  2. Какой должна быть совесть, для того чтобы спастись?
  3. Должна ли наша совесть быть связана с Божьим Законом, по которому мы все будем судимы?
Содержание показать

Какая судьба у тех, кто не знал о Законе Божьем и его принципах святости

Как быть с теми людьми, которые в силу различных обстоятельств не смогли познакомиться с Законом Божьим? Допустим, когда жили люди в коммунистической стране, они не знали о Законе, им было запрещено. Человек рождался и умирал, не зная о Боге. Это очень справедливый и насущный вопрос. Ибо если Бог вверил Своему народу, Своей Церкви, истину о Божьей святости, сказал: «Несите эту истину всем людям на земле». А Божий народ не радеет в этом деле, т.е. спит, находится в лаодикийском состоянии, не посвящает себя на служение Богу, не несет весть Евангелия так, как должен бы нести. То тогда встает вопрос: почему из-за лаодикийского состояния церкви, которая себя развлекает и не знает как себя еще развлечь, должны погибнуть те, кому эта весть не была возвещена?

Разве не нарушается в этот момент принцип справедливости? Из-за кого-то погибает кто-то. У Господа не может быть несправедливости, Авраам говорил: «Бог ли поступит несправедливо», — нет, не поступит.

Библия не оставляет нас в неведении относительно судьбы тех, кто оказался непросвещенным истиной о Законе Божьем и его принципах святости. Что с ними будет:

Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. (Рим.2:11-16).

Четыре категории людей по познанию и отношению к Закону Божьему

Отрывок, приведенный выше, несет в себе очень много духовной информации. Поэтому, чтобы было легче понять, что сказано здесь, разобьем эту истину на смысловые части.

Апостол Павел говорит, что на земле живет четыре категории людей, каждая  из которых имеет свое познание истины, т.е. Закона Божьего, и каждая из которых имеет свое отношение к тем познаниям, что имеет.

Первая категория — эта та, которая знает Закон Божий и соблюдает его. Эта категория будет оправдана Богом.

Вторая категория знает Закон Божий, но не соблюдает его, грешит, нарушает или отвергает его. Эти люди будут погибшими.

Третья категория людей — это те, которые не имеют познания написанных Богом на каменных скрижалях Закона, но они по природе законное делают. Не имея закона, они сами себе закон и показывают, что дело Закона Божьего написано у них в сердцах, о чем свидетельствуют и совесть и мысли их. Эта категория также будет спасена. Потому что каким-то образом (об этом мы будем говорить в течении нашей темы) Закон Божий все-таки вписан в их сердца, о чем свидетельствует их совесть.

Четвертая категория людей — это те, кто также не знает о Законе Божьем, написанного Богом на каменных скрижалях, но в отличие от третьей категории эта группа людей грешит, поступает вопреки Закона. И эти люди будут погибшими.

Что такое совесть?

Участь первых двух групп ясна и понятна. Об этом много рассказано. Вся история Израильского народа тому подтверждение: когда они были верны Богу, то их Бог благословлял. Когда неверны, приходил враг, они погибали или были уведены в плен.

Рассмотрим третью и четвертую группы, не знающие о письменном Божьем Законе, но при этом одна группа имела его в сердце и соблюдала его, о чем свидетельствует их совесть, а другая группа не соблюдала этот закон. Это могло произойти по двум причинам:

  1. Закон не был записан в их сердце;
  2. Закон был записан в их сердце на уровне совести. Он был им ведом, но они его не соблюдали. Они грешили, а потому погибнут.

Апостол Павел использует понятие «совесть» применительно к тем, кто не знает писаного Закона Божьего, но имеет его в сердце и соблюдает его. Что же такое совесть, свидетельствующая, что у третьей категории людей Закон Божий есть в сердце?

«Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка».

Словарь Даля

Совесть — это то, что касается таких понятий, как мораль, нравственность, способность определять лично для себя что есть добро, а что есть зло. Внутри человека есть закон, которым он пользуется и определяет, — это хорошо, а это плохо.

В Библии слово, переведенное у нас как «совесть», имеет значение «сознание».

Совесть (Сознание) — это ум, разум, восприятие и понимание окружающего, свойственные человеку; состояние ума, состояние души или духа человеческого. Так как сознание присуще каждому человеку, за исключением людей, больных психическим заболеванием или травмированных людей, то понятно, что совесть, точнее свои критерии добра и зла, есть в каждом человеке, в котором есть наличие сознания. Есть сознание, значит есть понятие добра и зла. И наоборот, есть понятие добра и зла, значит есть своя совесть.

Пример того, как совесть может себя проявлять

Мальчику Саше было всего 10 лет, но почти как всем детям, ему хотелось выглядеть постарше. Одним из критериев взрослости является наличие собственных заработанных денег. Но из-за небольшого возраста Сашу на работу никто не брал. Единственное, что оставалось, это устроиться на работу к маме. Он подошел к своей маме и сказал: Мама, давай я буду во всем тебе помогать? Приносить дрова, уголь для печки, мыть посуду. А ты мне будешь за каждое сделанное дело давать по 10 рублей. Мама посмотрела на него, почему-то, с сожалением, печалью, но сказала: Хорошо, сынок, но ты записывай все, чтобы мне знать, сколько я тебе должна.

После разговора с мамой, Саша взялся за работу с особым старанием, не так, как было до этого. Еще бы, он теперь будет зарабатывать свои собственные деньги! Прошло несколько дней и Саша положил на стол в маминой комнате бухгалтерский отчет.

  1. Ходил 3 раза за дровами — 30 рублей;
  2. Ходил за углем 3 раза — 30 рублей;
  3. Мыл посуду три раза — 30 рублей;
  4. Был послушным — 10 рублей.

ИТОГО: 100 рублей.

Положив счет маме на стол, он побежал поиграть с друзьями, предвкушая получение получки. Вернувшись, он обнаружил на столе 100 рублей, а рядом лежала свернутая записка от мамы. Сунув деньги в карман, он взял записку в руки и побежал на улицу хвастать перед друзьями своей первой, честно заработанной зарплатой. Он думал, на что же потратить честно заработанные деньги, но решил прежде прочитать, что же написала мама. Развернув записку, он прочитал:

  1. За десятилетний уход — ничего;
  2. За пищу и питие — ничего;
  3. За покупку и ремонт одежды — ничего;
  4. За доброту и любовь — ничего.

ИТОГО: ничего.

Саша покраснел, заплакал, побежал к маме, обнял ее и сказал: Мама, возьми свои 100 рублей и прости меня, потому что я поступил неправильно, я нехороший сын.

Может ли совесть быть эталоном в определении добра и зла?

Что произошло с этим ребенком? Что побудило мальчика в его, на первый взгляд, справедливом поступке (ведь он же честно зарабатывал), увидеть несправедливость по отношению к своей маме? Однозначный ответ — это совесть, он мучился угрызениями совести.

Совесть — это с самого детства и до самой старости хорошо знакомое и известное всем понятие. В достижении положительных результатов в общении друг с другом, люди пытаются взывать именно к совести, полагая, что она надежный гарант честных отношений. Людей с плохим поведением, нечестных, называют бессовестными, потерявшими совесть. Это то, что, оказывается, должно быть присуще каждому человеку. Ведь, если мы говорим «бессовестный», то подразумеваем, что он должен иметь совесть и поступать хорошо. Взывание к совести во взаимоотношениях говорит о том, что совесть рассматривается людьми, как высший авторитет справедливости.

Что нам говорит Библия о совести, можно ли считать ее непогрешимым эталоном в определении добра и зла? Воспользуемся несколькими разными по своим взглядам источниками, определяющие понятие «совесть».

Для многих опрошенных мирских людей совесть — это внутренний голос. Из христианской литературы: «совесть — это внутренний судья в моральных вопросах. Благодаря ей, человек или одобряет, или не одобряет свои мысли, слова и дела». Определение вроде неплохое, но непонятно, относительно каких принципов совесть-судья будет определять — что хорошо и что плохо, неясно, что будет моральной конституцией совести? На что будет опираться твой судья-совесть при вынесении приговора? На свои взгляды, на взгляды окружающего мира, на этику и эстетику?

Очень важно понять, будут ли эти принципы верными в определении добра и зла. Является ли сам человек источником, который порождает критерии добра и зла? Т.е. я придумаю, что так поступать — это добро, и оно тут же станет действительно добром, а если придумал, что это зло, то это становится действительно злом, так ли происходит? Я пишу конституцию добра и зла?

Совесть – голос Божьего Духа или принципы человека?

Существует огромное количество христиан, которые считают, что совесть — это голос Божьего Духа в душе человека. Другая группа христиан считает, что совесть — это принципы, выработанные и принятые человеком извне для определения добра и зла. Т.е. совесть — это выбор за самим человеком того эталона, который он себе берет для определения добра и зла. Если человек поступает вопреки выбранному им эталону, то он испытывает угрызения совести, если поступает так, как он выбрал этот эталон, то он испытывает чувство глубокого удовлетворения.

Что  же есть истина в определении совести, первое утверждение или второе утверждение?

Если совесть — это голос Божьего Духа, то тогда мы с вами должны прийти к двум выводам, к которым невозможно не прийти:

1. Бог — есть Свет, Бог есть Истина, Бог есть Любовь, Бог никогда не искушается злом и никого не искушает, поэтому, если совесть это голос Святого Духа, то совесть у всех должна быть кристально честной, чистая как у Бога.

2. Так, как Бог нелицеприятен и влияет на всех одинаково и желает всех спасти, то совесть у всех должна быть одинаковой.

Библия не поддерживает утверждение, что совесть — голос Духа Божьего

Поддерживает ли Библия вышеизложенные выводы? Нет! Давайте прочитаем Библейский текст:

Но не у всех такое знание (ведение, познание, понимание, разумение): некоторые и доныне с совестью (сознание), признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть (сознание) их, будучи немощна (слабый, больной нездоровый), оскверняется (марать, пачкать). (1Кор.8:7).

Посмотрите, сколько здесь духовной пищи. Апостол Павел начинает с того, что ставит совесть в прямую зависимость от познаний человека. У тех, у кого есть верные познания, совесть будет отличаться от тех, у кого неверные познания и потому будут различными их поступки. Чем наполнил ты свое сознание, таким и будет твой критерий добра и зла, такой и будет твоя совесть.

При неверных познаниях человек имеет слабую, больную, совесть и порождает всякие заблуждения. Дарвинизм породил фашизм, выживает сильнейший. И совесть не осуждает, потому что это стало твоим критерием, — кто слабый и недостойный, того я должен убить, потому что он слабый, а я сильный.

Неверная информация, попав в разум, посадила судью-совесть со своим эталоном на судейское место. И этот «судья» начинает всех мерить своей рулеткой, своим эталоном, — кому жить, а кому не жить.

Апостол Павел говорит, что при неверных познаниях человек имеет слабую, больную, совесть и из-за этого совершает неверные поступки. Если вернуться к определению, что совесть — это голос Божий, то получается, что в некоторых людях голос Божий признает идолов, а в некоторых не признает. Разве Бог стал лицеприятным? Ведь невозможно допустить, что Святой Бог, запрещающий во второй заповеди Своего Святого Закона вообще иметь дело с идолами, вдруг Сам начинает кому-то внушать голосом Своим, чтобы тот признавал идолов и воздавал им соответствующие почести, а кому- то не внушал бы.

Дух Божий очищает совесть человека

Бог злом не искушается и никого не искушает. Он нелицеприятен и одинаково относится ко всем. Не может Бог в одном месте что-то запрещать как грех, а в другом поощрять человека к этому, а потом его судить за это.

Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? (1Кор.8:10).

Заменив слова «совесть» на «голос Божий», получается страшная ересь:

«Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то ГОЛОС БОЖИЙ… не расположит ли и его есть идоложертвенное?»

Приведем стихи из Нового Завета: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы. (Деян.15:28,29).

Богу угодно, чтобы люди воздерживались от идоложертвенного. А получается Голос Духа Божия побуждает есть идоложертвенное. Бог не может Сам Себе противоречить. Дух Божий не может располагать человека есть идоложертвенное, а, следовательно, совесть не является голосом Духа Божия.

В Библии мы читаем, что в задачу Духа Божия входит очистить совесть:

то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть (сознание) нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр.9:14).

Совесть — это не голос Духа Святого. Бог Духом Своим Сам влияет на совесть, пытаясь добиться ее очищения.

Совесть мальчика Саши, под влиянием Духа Божия, очистилась. Раньше Саша считал свой поступок справедливым, ведь он поработал и заработал. Но когда ему показали, что делают для него, то совесть, которая ориентируется на справедливость, показала ему, что брать деньги несправедливо, ибо для тебя сделано больше. Совесть подверглась очистке.

Пример очищающего влияния Духа Божьего из Священного Писания

Вот пример влияния Духа Божия на совесть из Библии:

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы (разоблачать, обнаруживать, укорять, обвинять, порицать) совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних… (Иоан.8:3-9)

Он писал на земле их грехи, потом сказал фразу: ну а теперь если вы это видите, первый кто без греха, брось камень. Что пытался достичь в этот момент Иисус? Что пытался очистить? Совесть, ибо в данный момент эта совесть была очень запачкана. Он воздействует на них, а они будучи обличаемы, почувствовав укор внутри (нарушение баланса справедливости), стали уходить один за другим.

Этот  пример интересен тем, что показывает нам, что после воздействия на этих людей слов Христа и того, что Христос писал об их скрытых грехах на земле, их совесть почувствовала влияние Духа Божьего и началось очищение.

Как происходит очищение нашей совести Духом Божьим?

Совесть — это не голос Духа Святого, но Дух Святой влияет на совесть и находит в ней такие понятия справедливости, которые человеку все-таки ведомы. И он воздействует на эти понятия, ведя его к большему пониманию справедливости, от известного к более известному. Если понятно, что такое справедливость хоть в каком-то моменте, то Бог просто уложит на эту чашечку весов больше данных, и человек начинает взвешивать уже с позиций больших познаний.

У мальчика Саши не было понимания, что это же мама, которая делает для тебя больше, чем ты для нее. Он взвешивал то, что имел на тот момент. Но когда добавили информацию на те же самые его весы справедливости, он увидел, что несправедливо поступил. Именно так делал Христос, как бы говоря: да она грешница, но и вы грешны, почему вы тогда не возьмете камень, чтобы бросить в нее будучи такими же, вас тоже по справедливости следует побить камнями.

Бог находит наши весы и показывает, как они должны быть уравновешены, очищает нашу совесть, определяя, что хорошо и что плохо для нас. Здоровье совести напрямую зависит не от той информации, что человек услышал, но от  той, что он услышал и, как существо, наделенное свободой выбора, принял.

Христос многим говорил, что они несправедливы. Есть люди, которые слышат информацию, но они ее отвергают. И потому совесть не подвергается очистке. Принятая извне информация корректирует совесть, которая должна открыть доступ к себе, открыть дверь. И тогда она войдет и произведет эту корректировку. Должен быть открытый доступ. На современном языке нужно дать пароль Богу, чтобы Он Свою программу вложил вам в сердце.

Примеры различия принципов совести в зависимости от вероисповедания

Человек обращается в католичество, получает информацию о добре и зле из католических источников – катехизисов, принимает решение сделать эти принципы католичества своими принципами добра и зла. Он открыл дверь сердца, информация полилась, и человек теперь ею начинает корректировать понятия добра и зла. Его совесть корректируется полученной извне и принятой во внутрь информацией. И он обретает совесть католика, сознание католика, весы справедливости католика. Теперь он посещает мессы, молится иконам, признает папу римского наместником Бога на земле, получает прощение грехов после исповеди перед священником, и совесть его спокойна, потому что на чашечках весов он понимает, что это и есть справедливость. Если он не придет на мессу или где-то не исповедается вовремя, то совесть его начинает обличать, его весы начинают колебаться, потому что они не уравновешены его пониманием справедливости.

Если мы возьмем баптиста, его совесть будет совестью баптиста, он будет спокоен, соблюдая воскресенье, но он не будет поклоняться иконам, он будет каяться в грехах перед всей церковью, чего не делал, когда был в мире, но теперь делает, потому что все делают, информация-то приходит извне. И совесть его будет спокойна, ибо он находится в им выбранных рамках понимания добра и зла. Это его весы справедливости.

У человека, принявшего внутрь себя адвентистское учение, будет совесть адвентиста седьмого дня, его совесть будет спокойна, когда он будет соблюдать субботу, не есть свинину, возвращать Богу десятину.

Если католик работает в субботу, ест свинину, его совесть не обличает, но адвентист этого делать не будет, потому что его совесть будет обличать. Если адвентист работает в воскресенье, не причащается броженным вином, не поклоняется изображениям, считает папу римского не наместником Бога, а зверем из 13 главы Откровения, то совесть его за это не обличает.

Заметим, что все упомянутые люди руководствуются в жизни принципами своей совести, но какой разный результат в поступках.

Получается, живешь по совести, а какая она разная.

Люди живут и верят так, как их научили верить

Учитывая слова, сказанные Христом в Откровении, нам становится ясно, что можно жить по совести своей, но идти не туда, куда Бог хочет тебя привести, идти в погибель. Вот почему Священное Писание и говорит нам:

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. (Откр.22:11,12).

Неправедный может думать, что он праведный. И он еще больше будет, исходя из этих строк, скверниться. Совесть пачкается, т.е. он становится все хуже и хуже от этой неверной информации. Поступая по своей совести, но делая неправедные дела, человек сквернится все больше и больше. Притупляется его понятие совести и чистоты, (как мы читали в послании апостола Павла в Коринф) совесть такового все более и более пачкается, и он погибнет за свои дела в день второго пришествия Христа.

Человек, у которого совесть верно ориентирована на волю Божью, тот освящается все более и более. Его совесть очищается для служения Богу и людям, и он будет спасен.

Вот и получается, что люди живут и верят так, как их научили верить. Совесть их не обличает, но они надеются быть спасенными ибо живут по совести. Но Библия учит нас:

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми (правильный, справедливый, истинный, честный), но конец их путь к смерти. (Прит.16:25)

Эдгар По как-то сказал такую фразу:

Наши взгляды — как наши часы, все они показывают разное время, но каждый верит только своим.

Поэтому каждый и говорит, что его правда самая праведная. А Библия говорит, что нет праведного ни одного, есть одна правда — правда Божья.

Совесть нуждается в очищении

Совесть может быть разной. Она может быть сожженной, немощной, ослепленной прелестями этого мира. Вот Димас возлюбил нынешний мир, сказано в Писании, и ушел. У некоторых были совести как рак, у тех, которые вредили делу Божьему.

У грешного человека совесть несовершенна, а мы все согрешили. Совесть нуждается в очищении.

Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной (плохой, дурной, скверный, негодный, злой, лукавый) совести, и омыв тело водою чистою. (Евр.10:22).

Совесть только тогда надежный путеводитель для человека, когда она верно ориентирована на Божью истину, на Его Закон. Для таких людей жить по совести — это жить по Закону Божьему.

Тех же, кто знает о Законе, но сознательно грешит, Дух Святой обличает. Если они не послушаются этого обличения, не согласуют свою жизнь с Божьим Законом, то погибнут, как сказал апостол Павел:

Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут. (Рим.2:12,13)

С теми, кто знает писаный Закон Божий и соблюдает, все ясно, это спасенные. Те же кто знают, но не соблюдают — погибнут.

А как же узнали о Законе те, кто не знал писанного Закона, но дела Закона у них в сердце? Откуда они его взяли? Ведь информация извне к ним не поступала, Закон Божий они не получали. Как же у них сформировалась совесть в Законе Божьем?

Каждый делает свой осознанный выбор, принять или отвергнуть

Все живущие на Земле, включая Христа, ставшего Человеком, проходят определенные этапы развития и становления личности. И это можно назвать воспитанием.

Иисус же преуспевал (продвигаться, идти вперед) в премудрости и возрасте (возмужалость) и в любви (благосклонность, любезность, благожелательность) у Бога и человеков. (Лук.2:52).

Иисус жил и развивался согласно законам развития каждого человека. Мария закладывала в Него истины Слова Божьего, и Он в них воспитывался. И выходя на природу, молился Богу Своему, где воспитывал Его Отец.

Каждый человек приходит в этот мир как младенец и начинает свой жизненный путь во времени, в котором он живет. Познает окружающий мир и принципы жизни. И каждый, возрастая, формирует свой характер и обретает привычки. Он сам избирает для себя, что по душе ему из этого окружающего мира, что станет для него добром, а что злом.

Даже атеисты говорили: «Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда». Но ведь были пионеры, которые хотели говорить правду, а были которые говорили только слова, а считали, что будут жить так как ему нужно. Т.е. имея в окружающем мире какие-то принципы познания добра и зла, все равно каждый делал свой осознанный выбор, принять их или не принять.

Божьи принципы есть везде

Скажите, кто из вас родился и получал образование в СССР, разве вам был не знаком такой Божий принцип, как «Не кради»? А «Не убей»? А «Не прелюбодействуй»? За семьи как говорилось хорошо. А почитание родителей? А то, что нужно работать, любить труд, жить честно, не воровать? Иными словами, даже не имея Библии, люди все равно имели возможность познакомиться с Божьими принципами в окружающей действительности, потому что нельзя исключить Бога вообще из окружающего мира и принципы Его нельзя исключить, потому что если это сделать, то всему живому придет конец.

Поэтому Бог может быть неведом на письменном уровне, но на уровне нашего бытия Он открывается и открыт. Знакомясь с этими принципами Божьими, но не зная, что они Божьи, а понимая их как принципы добра и зла, справедливости, морали, нравственности, этики и эстетики, люди сами для себя определяли — дать ли к ним доступ или закрыть свое сердце от этих принципов. Т.е. станут ли эти принципы вашими принципами или просто это будет декларация чьих-то идей.

Например, девиз: Пионер — хороший товарищ, заботится о младших, помогает старшим. Давайте скажем: Христианин — хороший товарищ, заботится о младших, помогает старшим, разве не заметно общее? Оказывается принципы Божьи везде витают. Они даже в конституции прописаны. Если человек это принимает, то оно записывается в его сердце и становится его совестью. И получается, что прописывая эти истины, человек записывает в сердце Божий Закон.

Это и имел ввиду апостол Павел:

ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. (Рим.2:14,15).

Закон в сердце

Цель Бога — вписать Свой вечный и святой Закон в сердце людей. И когда это происходит, то о таком человеке сказано, человек знает Бога.

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. (Евр.8:10,11)

Получается, что если язычник не знает писанного Закона, но этот Закон вписан в его сердце как критерий добра и зла, то такой человек не знает о Боге, но он знает Бога, явленного ему в Божьих принципах святости, которые стали его принципами святости. И он их не отвергает, но принимает как руководство к жизни.

Кто же готов к жизни на небесах, где все будут соблюдать Божий Закон? Тот, кто знает о Боге и Его законе, но не соблюдает его? Или тот, кто не знал, что это Божий Закон, но живет и соблюдает его?

Разве этих людей сложно привести к Богу, сказав, что принципы, которые вы исповедуете, это Божьи? Им не сложно будет принять истину о первопричине святости и истинности, которой они живут.

Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.. (Рим.2:26-29).

Тот, кто не знает Закон, но имеет в сердце Божий Закон, тот имеет не человеческое, а Божье обрезание.

Бог оценивает жизнь людей в свете того, что им было открыто

Как обстоит дело с ситуацией, когда не весь Закон Божий вписан в сердце человека? Ведь он, получается, где-то грешит, не понимая, что это нарушение заповедей Божьих.

Библия учит о том, что справедливый Бог будет оценивать жизнь таких людей в свете того, что им было открыто, по их отношению к открытому. Давайте посмотрим, как это было написано в Библии на примере Раав:

Прежде нежели они легли спать, она (Раав) взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу.. (Иис.Нав.2:8-11).

Что Раав знала о заповедях Божьих, о левитском служении, о жертвах? Ничего. Она услышала о том, как поступил Бог, увидела  динамику. Поняла, что это действительно так, потому что языческие боги этого сделать не могут. И делает вывод: ваш Бог есть над всеми этими богами, и Он отдаст вам эту землю, потому что вы так легко проходите эти испытания.

Что же спасло ее от истребления? Знание полноты ВСЕЙ истины Божьей? Знание ВСЕГО Закона Божьего, левитского служения? Нет! Ее спасло ОТНОШЕНИЕ к тому, что ей уже было открыто на тот момент. Если бы она, зная все это, сдала бы их, то тогда она погибла бы вместе с нечестивцами.

Верный в малом верен и во многом

Не забывайте, что вхождение евреев в земной Ханаан является прообразом вхождения Церкви в небесный Ханаан. Т.е. мы видим, что с народом Божьим будет спасены многие, подобно Раав, которым мы сегодня не сказали о Боге. Апостол Павел говорит:

Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по такому правилу жить. (Фил.3:16).

Живя по тому свету, что вам открыт, вы не проявляете в духе своем противления истине, вы просто не знаете всей полноты истины. И если она вам откроется, вы не будете противиться и будете дальше принимать эту истину, потому что Христос об этом сказал так:

Верный в малом и во многом верен… (Лук.16:10)

…а неверный в малом неверен и во многом. (Лук.16:10).

Те, у кого Закон Божий записан не целиком в сердце, они будут оцениваться Богом в свете той истины, что им была открыта.

Кому легче — знающему Бога и Закон или незнающему?

Как вы думаете у таких людей нет духовной борьбы? Может им легко соблюдать Божий Закон, раз он у них записан в сердце?

…когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. (Рим.7:9-11).

«Хорошо это или плохо? Красть или не красть? Но ведь не украдешь — не проживешь, но ведь нехорошо же это..» — понимаете, что происходит в сердце этого человека. И он в этой борьбе должен выйти победителем, не зная Бога. Ему намного сложнее.

Теперь эту борьбу сравним с борьбой верующего человека, который знаком с Законом:

и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу. (2Кор.10:5)

Верующий восстающую мысль тоже пленяет, но ему легче, он знает какая мысль от Бога, какая нет, знает что пленять, а что не пленять, а тому приходится самому себе быть законом. Верующему намного легче, он знаком со Христом, он от Него черпает силу и прощение, он также знает и о той награде, что обещана верным. Он хоть понимает, за что он бьется.

А тот знает, что все равно в могилу сойдет, ему-то сложнее биться, не зная куда биться, просто ради чувства морального удовлетворения. Дух Божий влияет на него, и вот он держится этого принципа. Мы говорим — принципиальный человек.

Многие принципы, которые люди держат в своем сердце, большинство окружающих воспринимают как причуды, они смотрят на них, как на сумасшедших. Они видят, что кругом все живут припеваючи и смеются над ними, что, мол, они придерживаются каких-то непонятных принципов справедливости непопулярных для этого окружающего мира.

Спросится со всех, неважно знал ты Закон Божий или не знал

Человек ничего не знающий о Боге, о вечной жизни, думает: вот проживу, тот воровал и живет хорошо, а я живу честно и еле концы с концами свожу. А тот и смеется: ради чего ты это делаешь, все равно помрем, так бери от жизни все, смотри как я это делаю.

Значительно труднее сохранять принципы Божьи в сердце тем, кто не знает Бога, чем знающим Богу. Именно поэтому Господь посылает всех знающих, говорит, пойдите и расскажите незнающим, т.е. принесите им силу, чтобы им легче было бороться с сатаной. Чтобы они исполняли Мою волю и получили от Меня эту силу:

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:15,16)

Кто будет веровать и примет эти принципы, потому что они ему близки, и крестится, спасен будет; а кто отвергнет, потому что они ему чужды, эти принципы, тот осужден будет.

Очень неправы те, кто сегодня отвергает истину, которую приносят им дети Божьи. Ибо, отвергая истину о Боге, они, во-первых, становятся на путь противления, а это путь погибели. А, во-вторых, они отказываются от того источника силы, который необходим для победы над грехом и дьяволом, потому что без Бога трудно победить.

Так что весьма заблуждаются те, которые говорят вестнику Евангелия: не говори мне ничего, потому что, если я не знаю, то с меня не спросится. Это ересь и обман, спросится со всех, неважно знал ты или не знал писанный Закон Божий.

Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут. (Рим.2:11-13)

Как ты, так и к тебе

Последняя категория людей, которые мы рассмотрим, это те, кто не знал о писанном Законе Божьем, но жил так, что Бог не может его спасти. Это погибшие люди.

Встает вопрос, почему одни люди не имели Божьего Закона, но будут спасены, а другие, не имея писанного, погибнут. Здесь аналогия такая же как и с группами людей, знающими писанный Закон Божий. Одни знали и соблюдали, другие не соблюдали, одни не знали, но позволили вписать Богу Свой Закон в сердце через выбор добра и зла,  а другие не позволили, сделали свой осознанный выбор в сторону греха. Те, которые отвергали Божьи принципы, жили в грехе, нет такого человека на земле, который не мог бы понять общий принцип Закона Божьего, даже не имея его в письменном виде.

Общий принцип Божьего Закона выражен так:

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. (Матф.7:12)

Божий Закон справедливости может быть познан любым живущим человеком на земле. Как ты хочешь, чтобы к тебе отнеслись, так относись и ты. Разве этот принцип скрыт в мире? Каждый живущий на земле понимает, какое отношение он бы хотел к себе. И это открывает ему понятие справедливости. Бог точно выставляет меру этого веса, как к тебе, так и к другим, на каждом уровне, где бы ты не находился.

Если каждый будет относится к ближнему, как к самому себе, то наш мир превратится в рай. Зачем нужны будут полицейские, замки, закрытые двери, зачем тюрьмы?

Притча про ад и рай

Позвольте привести притчу про ад и рай. Сидят люди с длинными метровыми ложками, находится на недосягаемом расстоянии чаша с едой. Каждый начинает доставать этой длинной ложкой еду и пытается накормить себя.

притча про ад и рай

Но одна беда, ложка слишком великовата. И в результате все ругаются, кричат, раздражаются, злятся и остаются голодными.

Что же такое рай? Все то же самое, но смотрите, что получается. Человек набрал еду и дает другому, но удержать ее не может и другие поддерживают его ложку, чтобы накормить и это становится раем.

притча про рай и ад

Все те же условия, те же люди, те же длинные ложки, но другой дух в этих людях, находящийся за этой чашей. Если первые были эгоистами и думали только о себе, то вторые думают о ближних своих. Берут ложки и кормят сидящих напротив, и все счастливы и сыты.

Каким принципом пользуются вторые за столом? Принцип возлюби ближнего, как самого себя. Каждый понимает как он хочет есть. И на этом понимании он понимает, что есть хочет и другой. Кормя другого, он потом получает от другого то же самое. Потому что и тот это понимает. В результате получается, что выполняя нужды другого, они исполняют свои собственные нужды, а это является ничем иным, как соблюдением Закона Божьего.

У Бога есть моральное право судить всех

Позвольте привести цитату из трудов Богом вдохновленного автора:

«Все на небе и на земле свидетельствует о том, что великим законом жизни является закон служения. Вечный Творец поддерживает жизнь всякого живого существа. Христос жил на земле «как служащий» (Лк. 22:27). Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). Законом служения объясняется движение всего в природе. Птицы в воздухе, животные в поле, деревья в лесу, листья, трава, цветы, солнце и звезды в небе — всем присуще свое служение. Озеро и океан, родник или река — берут для того, чтобы отдавать. Все в природе, служа и поддерживая жизнь на земле, поддерживает тем самым и свою собственную жизнь. «Давайте, и дастся вам» (Лк. 6:38) — этот незыблемый урок записан не только на страницах Священного Писания, но и на страницах природы.» (Воспитание, глава Уроки природы)

Теперь можно понять, что у Бога есть моральное право судить всех живущих на земле в свете Своего вечного Закона справедливости вне зависимости от того, познакомился ли человек с писанным Законом Божьим или не познакомился с ним в письменной форме. Этот Закон работает внутри самой личности, внутри каждого отдельного человека. Если вы будете плохо относиться к своему телу, если вы будете нарушать Божий Закон справедливости, то пожнете справедливое возмездие:

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление…. (Гал.6:7-8)

Скрыть существование Бога в окружающем мире невозможно

Бог говорит:

И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой. (Исх.15:26).

Все живущие на земле, в той или иной степени, знают о справедливом Божьем Законе. Ибо скрыть существование Бога в окружающем мире просто невозможно! Он есть Жизнь, и все зависит от Него.

Заповеди первой скрижали, говорящей об отношении творения к Творцу, тоже открывают человеку Бога через окружающий мир.

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. (Пс.18:2)

Человек создан Богом со способностью к анализу, размышлению, рассуждению. И когда человек смотрит на часы, то он понимает, что они сами по себе не возникли. Их разумное устройство говорит о том, что их создал тот, кто обладает разумом, потому что там все взаимосвязано и имеет свое назначение.

А когда он видит разумное устройство Вселенной, которая не чета часам, масштабы, объемы? Когда он смотрит на состав воздуха, точно подобранный для дыхания на этой Земле, а кругом этого нет на планетах. А когда он смотрит, как пчелы опыляют цветы и что происходит в результате этого? А если бы их не было? Понимаете, какой коллапс был бы, если бы не было пчел? Когда он смотрит на процессы фотосинтеза, без которых тоже человек жить не может? Когда он смотрит на устройство самого себя? Какая сложность, какая конструкция. Как за всем этим не увидеть разум? Это просто невозможно.

Бог всем дал познание о Себе

Истина о Боге не сокрыта о тех, кто не знает Священное Писание, не знает Закона Божьего. Апостол Павел сказал:

Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. (Рим.1:19-23)

Мы видим, что когда Бог делает все, чтобы Его познать, люди могут либо познавать Его, либо не познавать, либо отвергать. Но Бог всем дал познание о Себе. Посмотрите как об этом ярко сказал апостол Павел, зайдя в Афины, в центр идолопоклонства. Оказывается даже там он обнаружил, что эти люди знают о Боге:

И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. (Деян.17:22,23).

Дальше Павел продолжает:

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». (Деян.17:26-28).

Язычники пишут о Боге Живом.

О Боге от неожиданных авторов

Позвольте в дополнении к вышеизложенному привести несколько выдержек о Боге. Они вас очень удивят, посмотрите, кому они принадлежат.

Есть величие в этом воззрении на жизнь с ее различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм или только в одну.Ч. Дарвин. 'Происхождение видов'.
П. Павелкин. 'Есть ли Бог?' Г.П. 1959. стр. 29.
Животному сама природа определила круг действий, в котором оно должно двигаться, и оно спокойно его завершает, не стремясь выйти за его пределы, не подозревая даже о существовании какого-либо другого круга. Также и человеку Божество указало общую цель — облагородить человечество и самого себя… Божество никогда не оставляет совершенно смертного без руководителя. К. Маркс. Из ранних произведений. М. 1956. стр.1-2, 464-465.
Все враги Бога ныне соединяются и нападают на верующих со всевозможным оружием, равнодушные, которые предаются  светским удовольствиям, и для которых слишком скучно было слушать о Христе, объединяются теперь, терзаемые совестью, с атеистическими мирскими мудрецами и хотят, посредством их учения заглушить угрызения совести. С другой стороны, эти последние открыто отрицают все то, чего нельзя видеть глазами, Бога и всякое «загробное» существование, и тогда, само собой разумеется, что они всего выше ставят этот мир с его плотскими наслаждениями, с обжорством, пьянством и развратом.Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М. 1956. стр.1-2, 464-465.
Если природа есть творение, то само собой понятно, что она может быть сотворенной только от того, что больше, что могущественнее природы. От чего-то такого, что уже существует, так как для того, чтобы сотворить природу, надо чему-то существовать уже независимо от природы. Значит, существует что-то помимо природы и притом такое, что творит природу. На русском языке это называется Бог.В.И. Ленин. Сочинения. т.14. цитир. по брошюре Дм. Есть ли Бог? в изд. Сочинений 1947 г. т.14. стр.216. пар.2, статья 'Философские идеалисты'

Зачем же тогда проповедовать?

Повторим еще раз. Бог имеет полное право судить всех живущих на Земле по Своему вечному и святому Закону справедливости.

Но раз так, то встает вопрос, зачем же тогда проповедовать? Раз Бог может и так определять людей к спасению или к погибели.

Итак, какое преимущество [быть] Иудеем…? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие. (Рим.3:1,2)

Переведем эти слова в нашу тему: какое преимущество быть верующим человеком, знающим Бога? Тем, что они знают писанный Закон, руководство к жизни — Библию.

Ведь в Писании написано:

Откровения Твои — утешение мое, — советники мои…. Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи. Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей. (Пс.118:24,104,105)

Человек, знающий Слово Божье черпает в нем и познание о Боге, и силу для послушания Богу, и надежду на вечное избавление от греха, и цель. Разве обрести смысл жизни, чтобы легче было бороться, это мало? Бороться без смысла и бороться имея цель, абсолютно разные вещи. Когда мы с вами знаем, что, соблюдая заповеди Божьи, мы окажемся с Богом, будем с Ним в вечности в атмосфере радости и счастья, то это придает нам силы для борьбы.

Но когда грешник бедный и несчастный хочет жить справедливо, но ничего этого не имеет и смотрит, что он стареет, и могила ждет его, то где ему брать силы для этих принципов? Мы же, таким образом, поможем этим людям, чтобы кто из них не сломался и не оступился.

Когда мы знаем Божье Слово, тогда наша совесть связывается с Богом тесными узами любви и преданности Его принципам.

Эта связь сопровождает верующего всю его последующую жизнь, как об этом написал апостол Павел:

Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. (Деян.23:1)

Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми. (Деян.24:16).

Когда совесть в Боге приятно делать добро

В конечном счете одно из целей вечного Евангелия Божия является изменение нашей совести из порочной в добрую.

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. (1Тим.1:5)

Когда это происходит, нам становится легко жить. Потому что наши внутренние принципы справедливости будут находиться в полной гармонии с Божьими. Мы будем жить по совести, т.е. жить по духу, не заставлять себя жить правильно.

Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! (Пс.31:3)

…Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. (Откр.14:4,5)

Подобным людям не нужны уже будут внешние скрижали Божьего Закона, потому что Закон Божий вписывается ему в сердце. Это и есть тот завет, который Бог хочет заключить со Своим народом:

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. (Евр.8:10,11)

Когда Закон Божий вписан в сердце, то тогда эти чувства, разум, совесть (разумение), — оно все находится в полной гармонии. Такой человек знает Бога, находится с Ним в правильном завете. Его совесть в Боге, и ему приятно делать дела Божьи.

Боритесь с Богом за чистоту своей совести

Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом. (Рим.9:1)

Вот такая должна быть совесть у истинно верующего человека, его совесть слилась с Духом Божьим. И вот для такого совесть действительно стала голосом Божьим.

Такие люди будут жить в Царстве Божьем. Это святые люди. Они подобны Христу, Который сказал о том, каково Его отношение к Божьему Закону:

Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. (Пс.39:9).

Стремитесь к этому всем своим естеством, забывая заднее, простирайтесь вперед, стремитесь к этой цели Божьей. И Бог совершит это чудо очищения нашей совести, потому что Он обещал это сделать.

будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа. (Фил.1:6).

Если мы не очищаем совесть силой Божьей, то это не потому, что Бог этого не хочет, а потому что в сердце доступ закрыт, пароля нет. Что Христос говорит? Стою за дверью, отворите, дайте пароль, я войду и сделаю все, что нужно, — т.е. это выбор человека.

Иными словами, боритесь с Богом за чистоту своей совести. Что значит бороться с Богом? Бог хочет победить в нас нашу гордость, а мы, увы, хотим показать, что гордость наша сильнее Божьих повелений.

Сделаем вывод из нашей темы

Очищенной Христом совести можно доверять на все 100%, которая в примере и в жизни Христа. В сердце такого человека вписан Закон Божий и поэтому он желаниями следует по стопам Иисуса Христа и жизнь его следующая:

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. (1Иоан.5:18).

Той совести, в которую вписан Закон Божий, но человек соблюдая его, не знает о том, тоже можно доверять.

Такие люди первыми принимают весть Евангелия, ибо в нем они то, чем жила их душа. Эти люди будут искренне обращенными людьми.

Та же совесть, которая сожжена, в которой отсутствуют хотя бы элементарные понятия справедливости, выраженные в Законе Божьем, эта совесть, точнее то, что от нее осталось, пропитана эгоизмом, любовью к себе, к своим удовольствиям, заботам только о себе. Такая совесть не спасает. Это грешная совесть.


Самые Важные Знания Тема № 26 «Жить по совести и погибнуть»

Скачать видео
Скачать аудио версию


Не забудьте поделиться с другими:


Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Свежие комментарии внизу
Свежие комментарии сверху большинство голосов
Встроенные Обратные Связи
Просмотр всех комментариев
сестра Дина
сестра Дина
01.07.2020 05:58

Очень благодарна