Самые Важные Знания. Тема №16 «Идолопоклонство в свете второй заповеди Божьего Закона. Не делай себе кумира и никакого изображения и не поклоняйся им»

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх.20:4-6).

Кумир (פֶּסֶל) — идол, истукан (из камня, глины, дерева или металла).  Изображение (תְּמוּנָה) — образ, подобие, изображение, облик. Когда евреи приняли ложного бога вместо Живого и Истинного, они так же сделали его изображение: И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.  И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! (Исх.32:2-4).

Никто не знает, как выглядит Бог

Почему первосвященник Аарон, чтобы уж совсем убедить евреев в том, что этот бог и есть Тот Бог, Который вывел их из земли Египетской, не сделал нечто похожее на Бога живого и истинного? Потому что ни Аарон и никто на всей Земле не знает, как выглядит истинный Бог! Евреям было четко и недвусмысленно сказано Богом:

И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.

Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли;

и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им…вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно. (Втор.4:12-20).

Четыре вывода из текста Второзаконие 4:12-20

Как же много здесь важных знаний: 

  • Бог не показывал Свой внешний вид Израильтянам, хотя был рядом с ними и они слышали Его голос. И это евреи должны были четко понимать и хранить в душе своей..
  • Делать любое изображение Бога это быть духовно развращённым. А точнее, из текста духовно развращённый человек стремится сделать изображение невидимого Бога.
  • Поклоняться небесным светилам может только идолопоклонник.
  • Господь выводит нас из духовного Египта, из рабства греха, чтобы мы оставили язычество и идолопоклонство и стали Его народом.

Двух правд быть не может

О том, что Бога нельзя изобразить хотя бы потому, что никто из людей не знает, как Он выглядит, говорил и Сын Божий иудеям, т.е. на тот момент Божьему народу. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели. (Иоан.5:37).

Об этом писали и апостолы: Бога не видел никто никогда… (Иоан.1:18)

…единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. (1Тим.6:16).

Так кто же тогда вместо Бога изображен на объектах поклонения христиан? На этот вопрос вы не найдете вразумительного ответа, основанного на Библии, у тех, кто поклоняется так называемым изображениям Бога.

Более миллиарда христиан сегодня поклоняются изображениям, в чем их обличают христиане, не поклоняющиеся изображениям.

Двух разных правд быть не может. Не может черное быть одновременно белым и наоборот. Значит, кто-то что-то недопонимает. У каждой из сторон есть свои аргументы, которые в глазах тех, кто ими апеллирует, кажутся очень весомыми. Христиане, не поклоняющиеся изображениям, своим аргументом выставляют вторую заповедь Закона Божьего. А те, которые поклоняются изображениям, говорят: Мы поклоняемся не самому изображению, а на кого оно указывает. Они говорят: 

«Бог Сам разрешил сделать изображения херувимов в святилище над крышкой ковчега. А так же повелел выставить на шест медного змея, чтобы укушенный ядовитой змеей израильтянин мог с верой взглянуть на медного змея и остаться в живых».

Кто же из них прав, а кто нет? Ведь Бог любит всех людей на земле и желает всех спасти. Ложью спасти нельзя, а только погубить. Она порой является ничем иным, как собственной грешной интерпретацией истины.

Спасает от греха и освобождает от оков диавола истина и только истина. А не ее искаженное толкование. Христос сказал: …и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан.8:32).

Бог — ни с кем несравнимая Честность

Начать надо с того, что Бог наш – это ни с кем несравнимая Честность. Он один такой Святой. … Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! …ибо Ты един свят…. (Откр.15:3,4).

Христос возвестил об Отце ученикам, а они нам. И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. (1Иоан.1:5).

Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?. (Чис.23:19).

Поэтому, если Бог во второй заповеди своего Святого Закона, говорит: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…, то значит так и нужно понимать «никакого изображения».

Что делать с противоречащими повелениями Бога?

Ну а как же быть с повелением Самого Бога сделать над ковчегом завета c десятью заповедями двух херувимов чеканной работы?

…и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. (Исх.25:18-20)

А так же повеление о медном змее на шесте? И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. (Чис.21:8).

Казалось бы, есть противоречия в Библии. Поверьте, что в Слове Божьем нет противоречий, ибо Автор у нее один — кристально честный Бог. Когда Сын Божий пришел на эту землю в первый раз, Он пришел нам открыть Бога Отца через Свою жизнь и проповедуемое Им слово.

… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. (Иоан.14:10).

И то, что делал Иисус, и то о чем Он говорил, часто не понималось учениками, видящими в Его словах противоречия: Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Итак они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит. (Иоан.16:16-18).

Как можно услышать голос Божий и обрести ум Христа?

И действительно, разве не звучат слова сказанные Иисусом ученикам противоречиво? Да, если не знать того, что Он хочет сказать. Через короткое время Его распнут. И ученики уже вскоре не увидят Его. От этого они будут плакать и скорбеть. Но Он в третий день воскреснет. И они опять вскоре увидят Его, и их сердце возрадуется.

Думаю, что теперь вам слова, сказанные Христом, не кажутся противоречивыми. Христос говорил о двух событиях во времени и обозначил их одним словом «вскоре». Т.е. у одного и того же слова «вскоре» был свой временной контекст. И понимая контекст, в котором говорит Бог, мы увидим ясно, что в Божьем Слове никогда не было, нет и не будет противоречий. Но для этого нужно слушать не свой внутренний голос, выдавая его за голос Божьего Духа. А действительно слышать голос Божий обращенный к нам.

А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. (1Кор.2:10-16).

Заострите ваше внимание на том, что понимать голос Духа Божия может тот, кто имеет ум Христов. А ум Христов есть у того, кто сделал Его жизнь своей жизнью, т.е. у того, кто идет по стопам Христа.

Обращая внимание на контекст

Итак! Давайте внимательно посмотрим на контекст второй заповеди и на контекст повелений Бога о сотворении херувимов над крышкой Ковчега Завета с заповедями, а так же позволением сделать медного змея. Ведь не поняв контекст, нам Бог представится таким противоречащим Самому Себе, что такому Богу многим людям трудно будет довериться на все 100% . Разве не так?

Сказать во второй заповеди «Не делай никакого изображения того, что на небе вверху…», положить эти заповеди в Ковчег и тут же повелеть сделать двух ангелов – херувимов на крышке этого же Ковчега? Это кажется абсурдом, да и только. Сказать во второй заповеди «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли…», и тут же повелеть сделать медного змея, и призывать всех с верой смотреть на него? Как понять эти противоречия?!

Но вникнув в контекст, сказанных Богом слов, вы увидите потрясающую духовную глубину Божьей мудрости. Вы поймете Бога и Его Слово и увидите, что Бог Сам Себе не противоречит.

Контекст первой и второй скрижали Божьего Закона

Для того, чтобы понять контекст второй заповеди вспомним слова Христа, сказанные Им о Божьем Законе:

Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. (Мар.12:28-33).

В другом месте Христос эту же мысль выразил так: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матф.22:40).

Что делает Сын Божий – Учитель и Спаситель, посланный нам от Бога? Он показывает нам контекст первых четырех заповедей – это любовь от всего сердца и всей души к единому Богу Отцу. А так же контекст последующих шести заповедей – это любовь к ближнему, как к самому себе. Об этом же контексте второй скрижали Божьего Закона писал апостол Павел верующим в Риме:

Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. (Рим.13:9,10)

Т.е. вторая заповедь Божьего Закона, третья и четвертая находится в контексте любви к единому Богу, о Котором в первой заповеди сказано, как о Боге, выведшем тебя из Египта — дома рабства. Во всех первых четырех заповедях речь идет о едином Боге Отце, смотрите прошлые темы «Самых важных знаний».

Контекст служения единому Богу

А теперь, зная контекст, все встает на свои места. Так как в первых четырех заповедях говорится о едином Боге Отце, Который вывел в Ветхом Завете из Египетского рабства евреев. В Новом завете Бог выводит из рабства греха всех желающих спастись. И хотя в обоих случаях Бог использовал для исполнения Своих планов Христа, Своего Единородного Сына, но речь в Законе идет не о Сыне, а об Отце. Сам Христос засвидетельствовал это, когда был искушаем в пустыне диаволом, что поклоняться нужно только одному Богу:

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. (Матф.4:10).

И понятно, что Иисус имел в виду Своего Бога Отца, а не кого-то другого, ибо Он сказал:

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. (Иоан.20:17).

Посмотрите и послушайте — 1, 2, 3, 4, 5, … — что дальше? — 6. Почему? Потому что вы рассуждаете логично исходя из контекста счета. 2, 4, 6, 8, … — что следущее? 10! И так далее. Это контекст счета.

Третья заповедь, как и первая, говорит нам о едином Боге. Только первая говорит о том, что Он один может вывести из физического и духовного рабства. А третья говорит о святости Его имени. Четвертая говорит о том же едином Боге, но как о Творце, давшего людям  семидневную неделю, в которой шесть рабочих дней, а суббота должна быть посвящена особому общению с единым Богом Творцом. Поэтому и вторая заповедь находится в контексте служения единому Богу Отцу.

Как понимать вторую заповедь

Как понимать вторую заповедь в этом контексте? Очень просто, — так, как об этом сказал Бог:

Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, — о том дне, когда ты стоял пред Господом, Богом твоим, при Хориве, и когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих.

Вы приблизились и стали под горою; а гора горела огнем до самых небес; и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.

Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им…

А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно. (Втор.4:9-20).

Бог особым образом открылся всему Своему народу

Посмотрите внимательно на текст. В нем говорится о том моменте, когда Бог особым образом открылся всему Своему народу, говоря в слух всего народа Свой Закон — десять заповедей. И вот в этот момент особой близости Бога к людям они должны были твердо сохранить в душах своих и передать это всем грядущим поколениям, что никакого образа Невидимого Бога они не видели, а только слышали Его глас. Чтобы они впоследствии не попытались сами придумать тот образ, который бы им указывал на Того Бога, что говорил с ними. И чтобы они не прельстились и не развратились тем, что стали бы служить придуманному ими образу того Бога, Которого они никогда не видели. Теперь мы видим четко контекст второй заповеди.

Вторая заповедь запрещает любое изображение

Эта заповедь запрещает любое изображение, сделанное с целью изобразить видимо образ или подобие никем Невидимого Бога. И за это Бог в самой второй заповеди обещает сурово наказывать до третьего и четвертого рода. Причем людей, делающих такое, Бог во второй заповеди называет людьми «ненавидящими Его». Поэтому всякое изображение, сделанное с целью дать видимый образ Невидимого Бога, делается теми, кто, возможно сам того не ведая, в глазах Бога выглядит как ненавидящий того Бога, Которого он изобразил. 

И вот яркое подтверждение вышесказанному. Возвращаемся к тельцу, сделанному Израильтянами в пустыне. 

Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. …весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! …И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской. (Исх.32:1-7).

Обратите внимание на их неверное понимание миссии Моисея. Они видели в нем видимый образ Того, кто вывел их из Египта: «ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». В этих словах мы видим, что, несмотря на то, что не Моисей, а Бог вывел их из земли Египетской, о чем говорит нам первая заповедь, евреи уже в принципе шли путем нарушения первой заповеди, приписывая исход из Египта не Богу, а Моисею.

Израиль сделали видимый образ Невидимого Бога

Закон Божий – это цельный монолит. И тот, кто нарушает первую заповедь, следом пойдет нарушать и вторую, и т.д.:

Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. (Иак.2:10,11).

Поэтому, когда не стало Моисея, они попросили себе другой видимый образ Того Бога, что вывел их из земли Египетской. Одно отступление спровоцировало дальнейшее духовное падение. О том, что они действительно сделали видимый образ Невидимого Бога, свидетельствуют их слова и последующие поступки: И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные.

Вот бог, т. е. видимый образ Того Бога, который вывел тебя из земли Египетской.

Поклонились истукану

Когда Аарон увидел, что евреи не отрекаются от Бога, Который вывел их из Египта, ему стало легче оправдать свое беззаконие, и он объявил перед этим сделанным образом Невидимого Бога, что завтра праздник Господу. И народ со всей серьезностью на следующий день, весьма рано совершил служение, которое назначил им живой Бог, как служение Ему.

…это для того, чтобы приводили сыны Израилевы жертвы свои, которые они заколают на поле, чтобы приводили их пред Господа ко входу скинии собрания, к священнику, и заколали их Господу в жертвы мирные. (Лев.17:5).

Заметьте, что жертвы мирные должны закалываться пред Господом, а так как Бог видимо не открывался, а только незримо в скинии, в святом святых, то заколать жертвы мирные пред Господом, означало заколать их у входа в скинию. А так как теперь у них появился, как они полагали, видимый образ Невидимого Бога, то мирные жертвы заколались перед этим видимым образом, т.е. перед тельцом. Хотя желанием Израиля было не уйти к другому богу и впасть в идолопоклонство, а лишь дать видимый образ Невидимого Бога. В глазах же Бога это было служить другому богу, ложному, истукану:

…и сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ …скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан. (Втор.9:12).

Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану. (Пс.105:20).

Любой образ Невидимого Бога — это идолопоклонство

Теперь, зная это все, нам не трудно понимать вторую заповедь, запрещающую делать любое изображение, любой образ Невидимого Бога – это идолопоклонство в глазах Бога, за что непременно последует наказание. То, что любой образ, который сделан с целью, сделать Невидимого Бога видимым – это идолопоклонство, в Библии сказано так: 

Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.

Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли… Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святой. (Ис.40:18-23,25).

Посмотрите, как просто и ясно Библия говорит нам о том, что Бога ни с чем сравнить нельзя. Невидимому Богу нельзя найти подобия. И если кто-то пытается это сделать, то ли художник, то ли золотильщик, то сделанный ими образ в глазах Бога — идол, не больше. И кто это делает, тот ничего не понимает о величии Бога и будет посрамлен:

Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. (Ис.44:9).

Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. (Ис.42:8).

Икона — окно в Божье царство?

Послушайте, что говорят богословы тех христиан, которых они научили поклоняться Невидимому Богу через видимое изображение:

Задачи иконописи — воплощение божества в телесном образе. Само слово «икона» означает по-гречески «образ», «изображение». Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это «мост» между человеком и божественным миром, священный предмет. Слово «икона» имеет греческое происхождение и означает в переводе «изображение», «образ». Иконы как живописные изображения богов и святых распространены не во всех религиях, а лишь в православии, католическом христианстве и буддизме.

В христианской религии на иконах изображают Иисуса Христа, Богоматерь и святых. Икона – предмет культового назначения; она рассматривается церковью не как картина и не как портретное изображение божества, но как священный символ этого божества, помогающий духовному проникновению в сверхъестественный мир. Верующий должен знать, что он поклоняется не иконе (т. е. не доске, расписанной красками), а Богу, изображенному на ней. Созерцание иконы – это не любование искусством художника, это акт молитвы, обращения к Богу. Икона (образ) для верующего человека является как бы окном в Божие Царствие http://www.kakprosto.ru/kak-79855-chto-takoe-ikona

Во-первых, уже должно насторожить то, что подобные изображения есть в языческом буддизме. Во-вторых, открыто говорится о том, что на иконах изображается Бог. А мы уже с вами выяснили в свете Слова Божьего, что невозможно изобразить Невидимого Бога и найти Ему подобие, и любая попытка все же сделать это, в глазах Бога является не чем иным, как идолопоклонством. В-третьих, открыто говорится, что на иконах изображаются боги, а мы с вами из Слова Божьего знаем: … что нет иного Бога, кроме Единого. (1Кор.8:4).

Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него…. (1Кор.8:5,6).

Можно ли поклоняться деве Марии?

Значит, мы получаем идолов не только пытаясь изобразить Невидимого Бога, но и изображая несуществующих богов. Кто же это за так называемые боги изображаются верующими, которым они поклоняются? Это дева Мария. Вот лишь некоторые примеры молитв к ней: Заступница усердная, благоутробная Господа Мать! Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Неневестная Богоневеста, Богородица Мария, Госпожа мира и Надежда моя!

Откуда же взяли, что ей можно поклоняться? Неверное понимание Библии: И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды. (Лук.1:46-48).

Слово, переведенное у нас как ублажать, ничего общего с указанием на поклонение не имеет. Оно всего два раза употребляется в Библии. Еще раз у Иакова, писавшего обо всех страдальцах за истину и приводящего в пример страдальца Иова: Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. (Иак.5:11).

Говорит ли Библия, что мы должны обожествлять всех мучеников и страдальцев за веру? Нет. Слово μακαρίζω имеет значение ублажать, считать или называть блаженным, счастливым; и это согласуется с Писанием у того же Иакова: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. (Иак.1:12).

Эпитеты, с которыми молятся Марии, принадлежат только Христу

Причем все эпитеты, с которыми молятся Марии, принадлежат только Христу, Сыну Божьему. Это Он Заступник наш и Ходатай пред Богом: Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. (1Иоан.2:1-2).

Он единственный посредник между людьми и Богом и нет других: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. (1Тим.2:5).

Только Он на земле был в истинном смысле этого слова «святым» человеком: Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским…тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. (Деян.4:27-31).

Т.е. Божье Слово не поддерживает веру в то, что можно молиться Марии, считая ее святой посредницей между Богом и людьми. 

Молитвы святым

А теперь о том, как это называют сами поклоняющиеся: «Поклонение Богу, через молитвы святым и апостолам». Святые — это прежде всего наши небесные друзья, которые могут нам помочь в нашем продвижении на пути ко спасению, на пути к Богу. И лишь во вторую очередь святые — те, кто помогает нам в конкретных житейских вещах.

Молитва святому мученику Трифону: О, святой мученик Христов Трифоне, скорый помощник всем, к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом.

Молитва святым апостолам: О святые апостолы Петр и Павел, не отлучайтесь духом от нас, грешных рабов Божиих (имена), да не разлучимся навсегда от любви Божией, но крепким заступничеством вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас ради молитв ваших.

Удивительно, что после смерти стали поклоняться тем, кто при жизни отвергал подобные вещи: Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. (Деян.10:25-26).

Как бы скорбела сейчас душа мучеников и апостолов, молящихся всегда Богу, видя, как верующие извратили веру в единого живого Бога и стали молится им, людям.

Поклонение Ангелам

Как говорят сами поклоняющиеся о своем поклонении и почитании ангелов: Лаодикийский собор (IV век) 35-м своим правилом осудил как ересь поклонение ангелам как творцам и правителям мира. Но утвердил почитание ангелов, как служителей Пресвятой Троицы, т. е. близких к Богу и для нас благодетельных.

Библия же говорит нам о том, что когда апостол Иоанн, не считающий ангела творцом и правителем мира, захотел дважды выразить ему свое почтение поклонением пред ним, то вот что дважды ответил ангел: Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись…. (Откр.19:10).

Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. (Откр.22:8-9).

Ангел не скрывает того, что он служитель Божий, но отвергает почтение через поклонение. Так что все поклоны перед любыми изображениями осуждаются Богом и называются идолопоклонством. 

Херувимы над крышкой Ковчега — это иллюстрация благоговения

В свете узнанного нами не трудно теперь понять контекст повеления Божьего относительно изготовления двух херувимов над крышкой ковчега. Они не предназначались Богом для того, чтобы стать наглядным пособием, образом Невидимого Бога, помогающим установить духовный контакт с Богом. Они так же не были изображением ложных богов, которым следовало поклоняться. Они вообще не были объектом поклонения. Через них не осуществлялась связь с Невидимым Богом, для этого есть молитва, а не изображение. 

Назначение сделанных ангелов было иным. Его можно осознать, прочитав: …которые (предметы скинии и служение в скинии) служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. (Евр.8:5).

Ангелы, которые в благоговении склонили лица свои над крышкой ковчега, в котором находились десять Божьих заповедей — это иллюстрация того благоговения небесных существ к Богу и Его Святому Закону, что имеет место на небе, а не образ Невидимого Бога.

И все Ангелы стояли вокруг престола … пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. (Откр.7:11-12).

Медный змей не святыня

Чистое слово Божье понятно даже детям, но почему-то непонятно взрослым. Понятным становится и повеление Бога сделать медного змея и водрузить его на шест, чтобы каждый, кого укусит ядовитая змея, мог с верой взглянуть на змея и не умереть от укуса.

Как вы уже поняли, медный змей не был дан как образ Невидимого Бога, на который и через который нужно было молиться Невидимому Богу. Медный змей не был дан и как другой бог, вместо Бога истинного. Он был дан как иллюстрация того, что сделают позже на Голгофе с Сыном Божьим. А так же для того, чтобы люди поняли дух того, как обретается спасение. Оно обретается не через поклонение образам, а через веру в Божье слово. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. (Чис. 21:8)

Но Бог не давал повеления сделать медного змея святыней, через которую нужно вступать в глубокую духовную связь с Богом. Когда спустя долгие годы потомки евреев забыли о том, что медный змей дан лишь как иллюстрация послушания Божьему слову, не больше, и сделали из медного змея объект поклонения, — народ развратился и благочестивый Езекия его уничтожил:

И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. (4Цар.18:3-5).

На Господа Бога Израилева уповал он и был благочестив без поклонения изображениям.

Урок для нынешних христиан

Кстати в примере с медным змеем сокрыт урок для нынешних христиан. Любая Божья иллюстрация, данная верующим, с течением времени может превратиться в объект поклонения, если верующие предадут забвению духовное назначение Богом данной иллюстрации. 

Позже Иисус старался разъяснить одному из религиозных учителей Израиля духовное назначение Божьей иллюстрации с медным змеем: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоан.3:14-16).

И опять-таки, как и в случае с медным змеем, проверяется послушание человека Божьему слову. Нет ничего нового под солнцем: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. (Иоан.3:36).

Можно ли изображать Иисуса Христа

И еще один важный вопрос, который необходимо освятить в связи со второй заповедью Божьего Закона. Это вопрос изображения Иисуса Христа. Это не сложный вопрос. И кто захочет, тот поймет волю Божью в этом вопросе и примет ее. А кто не захочет, тот останется при своем мнении.

Для начала отметим, что десять заповедей – это Закон единого Бога Отца, а не Сына. И не их общий Закон. Об этом сказал Сам Иисус: … Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. (Иоан.15:10).

Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. (Пс.39:8,9).

Сам Христос свидетельствует о том, что есть только один Бог – это Его Отец: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Иоан.17:3).

И этот Бог, по словам Иисуса, не только Бог всей Вселенной, но и Бог Самого Иисуса:

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. (Иоан.20:17).

И в пустыне, отражая нападки диавола, Христос выразил Свою позицию, что Он поклоняется только Своему Богу, т.е. Своему Отцу: Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. (Матф.4:10)

Можно, если изображение не станет объектом поклонения

Как мы уже отмечали контекст второй заповеди находится в рамках служения единому Богу Отцу. Вторая заповедь запрещает делать любые изображения невидимого Бога Отца. А так же изображения, которые по нашему мнению дают нам видимое представление о невидимом Боге Отце. Библия однозначно говорит, что невидимого Бога не с чем сравнить и уподобить (Ис.40:18-25).

Библия говорит об Иисусе как о Единородном Сыне Божьем (Иоан. 3:16).

Сам Иисус свидетельствовал об этом, хотя за это свидетельство Его приговорили к смерти:

…Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. (Мар.14:61-64).

Так как вторая заповедь Святого Божьего Закона запрещает делать любое изображение невидимого Бога с целью поклонения этому изображению как Богу. То к изображению Сына Божьего в человеческом естестве это никак не относится. Точно так же как вторая заповедь не запрещала сделать двух херувимов в скинии собрания и медного змея на шесте. При условии, если они не становятся объектом поклонения, или через них не начинают поклоняться невидимому Богу.

Сам Бог разрешил сделать херувимов и змея для духовной иллюстрации. С каких фотографий херувимов делались два золотых херувима над крышкой ковчега? Или с какого змея выплавляли медного змея? Это не были чьи-то образы. Это были символы-иллюстрации, не больше, и им никто не поклонялся. А когда медного змея обожествили для поклонения, он был уничтожен.

Сам Бог дал нам видимый образ Иисуса

В некоторой степени Сам Бог, воплотив Своего Сына в человеческом естестве, дал нам видимый образ Иисуса.

 Но для того ли пришел Иисус, чтобы люди имели видимый объект поклонения в человеческом обличии? 

Нет. Он пришел не для того, чтобы опустить Божественный лик до уровня грешных людей. Ведь Он воспринял нашу природу, ослабленную 4000 годами господства греха в человеке. Нет! Он пришел открыть НЕ ВНЕШНОСТЬ невидимого Бога, а Его характер, чтобы возвысить грешников до уровня Божеского естества:

Я открыл имя (характер) Твое человекам…. (Иоан.17:6).

А в другом месте Иисус еще яснее объяснил, что означает Его сходство с Богом Отцом: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. (Иоан.14:7-10).

Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Если бы речь шла о внешнем облике, то эти слова бессмысленны, т.к. ученики три с половиной года созерцали внешность Христа. Далее Христос говорит ученикам о том, что они видели Отца. Ученики недоумевают, когда они успели «увидеть» Бога и не заметить. И Христос, ссылаясь на то, что видевший Сына видел и Отца, поясняет, что речь не идет о внешнем виде, а о сделанных делах, через которые был раскрыт Христом характер (имя) Бога Отца:

Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. А относительно того, можно ли найти какое-то подобие Богу, сказано: Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?

Христос — точный отпечаток характера Бога

Именно о полном подобии характера Сына с Отцом, а не о внешнем виде писал Павел в послании к Евреям: Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его… (Евр.1:3).

Это слово, переведенное как ипостась, еще четыре раза упоминается в Библии, причем только апостолом Павлом. Во 2Кор.9:4 (уверенность), 2Кор.11:17 (отважность), еще дважды в том же послании к Евреям 3:14 (жизнь), Евр.11:1 (осуществление, исполнение).

Почему не посмотрели, как сам апостол Павел толкует это слово? Его толкование этого слова связано с действиями, т.е. с качествами характера, а не со статичным образом. Христос явил, осуществил, исполнил для нас жизнь Бога.

Христос — точный отпечаток твердости Божьей, уверенности Божьей. Иисус — отпечаток самой сущности характера Бога, т.е. фундамента Божьего. Именно характер Божий, а это ни с чем несравнимая святость, является славой Божьей в истинном понимании этого слова: Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою…. (Исх.33:18-20).

Просто ли прозвучало имя Божье пред Моисеем? И это и была слава Божья? Нет.

И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода (слова из второй заповеди, запрещающей изображение Бога). Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу. (Исх.34:5-9).

В Библии нет описания внешности Христа

Давайте апеллировать Библией и только Библией, а не мистическими суевериями. Скажите, как в Библии описан внешний вид Иисуса Христа? Никак. Если вы опираетесь только на Божье слово. Но если вы начнете обожествлять изображение, передающее представление художника о Христе. Начнете через это изображение обращаться к Богу или ко Христу, то это станет идолопоклонством, как и случилось с медным змеем.

Все, что Бог посчитал нужным оставить нам в Своем слове для нашего спасения, Он оставил. И если в Божьем слове нет и намека на то, как выглядел Иисус, то верующим в Него это и не нужно:

…дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ. (1Пет.1:7-9).

Из слов апостола Петра становится ясно, что спасение — это не результат созерцания облика Христа. А результат веры в Христа и любви к Нему. Поэтому, когда художники изображают Иисуса Христа пришедшего в плоти, они изображают не Христа, как такового, а свое представление о Нем. Ибо, если мы не знаем из Библии, как Он выглядел, живя на земле, то уж тем более мы не знаем, как Он выглядел, будучи на небе с Отцом до Своего воплощения. Поэтому мы имеем такую широкую палитру картин художников рисующих воображаемого ими Христа.

И если нарисованное не становится объектом поклонения, то это не более чем иллюстрация аналогичная херувимам в святилище и медному змею на шесте. Это не есть идолопоклонство. Ибо вторая заповедь запрещает делать любые изображения, указывающие на невидимого Бога и поклоняться им. А изображая Христа, вы изображаете не невидимого Бога, а Его Сына, да и то, в представлении художника. И вы не поклоняетесь ни этому изображению, ни Христу через это изображение.

Иисус не поклонялся Отцу через изображения

Те же, кто все же считает, что изображая Христа, мы все же нарушаем вторую заповедь, запрещающую нам изображать Бога, то таковым необходимо определиться, а сколько у них богов.

Все зависит от того, Кем для вас является Христос. Библейское исповедание, на котором построена Божья Церковь, таково: Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. (Матф.16:16).

И на вере в это утверждение Христос построил Свою Церковь, и врата ада ее никогда не одолеют. Мы уже говорили с вами, что каждую заповедь Святого Закона Божьего нужно рассматривать в свете жизни Христа, ибо только Он один на все 100% соблюл заповеди Отца. Так вот, прочитав все Евангелия и послания апостолов, где раскрывается жизнь Христа, вы не найдете ни одного примера, даже намека на то, что Христос поклонялся каким-то изображениям. Или через какие-то изображения поклонялся Своему Богу, Своему Отцу. Вот Его места молитвы:

А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. (Мар.1:35).

Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо. (Лук.3:21).

Но Он уходил в пустынные места и молился. (Лук.5:16)

В одно время, когда Он молился в уединенном месте… (Лук.9:18).

В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. (Лук.6:12).

Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. (Матф.26:36).

Какую картину вы наблюдаете? Христос молился Своему Богу и Отцу не перед изображениями, а под открытым небом на лоне природы. Не поклоняясь никаким изображениям, Христос соблюл вторую заповедь Святого Божьего Закона. Он же во всем пример для нас: Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. (1Иоан.2:6).

Люди повторяют ошибки предшествующих поколений

Как же так получилось, что большинство христиан дало себя обмануть и ввергнуть в идолопоклонство? Ответ прост. Христиане сами в этом виноваты. Вспоминайте слова из Библии: Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. (Еккл.1:9-11).

Люди всех поколений во всем повторяют ошибки предшествующих поколений. А ведь Бог так желает через Свое Святое слово предостеречь от них:

…Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. (Лук.17:26-33).

Многие ли сегодня христиане, селясь в городах, погрязших в разврате, пуская глубоко корни в земное, отдавая своих детей за неверующих, и отдавая их учиться в мирские учебные заведения, вспоминают Лотову жену? Нет. Очень немногие. Они думают, что их это не коснется так, как семью Лота, и они выкрутятся в последний момент.

Какая жестокая ошибка, которая будет стоить многим семьям верующих потерю вечной жизни для всей семьи. А все из–за нежелания прислушаться к Божьему слову, оставить города и уехать в деревни, где Бог будет формировать их характер и характер их детей для вечности в гармонии с природой и в труде на земле.

Наглядный пример для нас

Мы уже узнали из Библии, что все, что произошло с Израилем в пустыне, это наглядный урок для нас всех христиан, живущих сегодня: Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. (1Кор.10:5-7).

Апостол Павел увещевает верующих в Бога, не станьте идолопоклонниками, как стали евреи в пустыне. В чем была их ошибка и как они превратились из верующих в единого живого и невидимого Бога в развращенных идолопоклонников? Ответ на поверхности.

Вместо того, чтобы слушать слова Божьи и идти верой за Богом, они пошли за человеком, как за Богом, чем уже нарушили первую заповедь.

Потеряв из виду человека, они, не видя того, за кем они шли вместо Бога, попросили сделать им другой видимый образ Бога. И опять-таки не без подачи высшего священства приняли в свою среду идолопоклонство.

Отказ от верности Богу ради мирского процветания

Христиане первых двух столетий умирали за верность слову Божьему. О них Христос сказал: Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. (Откр.2:10).

Но в конце третьего, и особенно в четвертом веке, сатана искусил верующих отказаться от верности Богу ради спокойствия и мирского процветания.

Это он сделал через мнимо уверовавшего императора язычника Константина, который сегодня обманутыми христианами причисляется к равноапостольным. В это время сбылось предсказанное Христом об этом периоде церкви: Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. (Откр.2:14-15).

Прошлое повторяется один в один

Опять образы Ветхого завета. Что случилось с верующим народом Божьим у самого Ханаана?

И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. (Чис.25:1-4).

Евреи стали соблюдать языческие праздники окружающих их народов и стали учувствовать в языческих обрядах, и рука начальников народа была в этом первой.

Успокоившись, потому что вместо гонений в дни императора Константина пришел мир, верующие доверили свое спасение в руки христианских руководителей, священников. Которые стали принимать на соборах, вместе с императорами язычниками, решения о том, как правильно понимать Бога и служить Ему.

Так как председательствовал на соборах император язычник, ничего не разумеющий о живом Боге, но много знающий о язычестве и идолопоклонстве, то в результате в 325 году на Никейском Соборе родилось языческое божество «троица» вместо Единого Бога Отца. И этот догмат выдали христианам, которые слепо доверившись священникам и императору язычнику, проглотили этот беспощадный обман. А кто воспротивился, с тем разобрался сам язычник император.

С каждым последующим собором отступление только набирало силу. Опять-таки решало высшее духовенство, разделавшееся с помощью государственной власти с непокорными верующими. И снова, уже на втором Никейском соборе, уже официально для верующих установили идолопоклонство.

Как вводилось иконопочитание

Немного истории: Константин Копроним умер в 775 году. Ему наследовал сын его, Лев Хазар (775-780), воспитанный в духе иконоборческом. Он, по завещанию отца, должен был действовать против иконопочитания. Но Лев был человек слабохарактерный; на него имела большое влияние его жена Ирина, державшаяся тайно иконопочитания.

Под её покровительством изгнанные монахи опять стали появляться в городах и даже в самом Константинополе. Епископские кафедры стали замещаться тайными приверженцами иконопочитания и т.п. Только в 780 году, по поводу найденных в спальне Ирины икон, Лев начал было крутыми мерами подавлять пробуждавшееся иконопочитание. Но в том же году умер.

За малолетством его сына, Константина Багрянородного (780-802), управление государством взяла в свои руки Ирина. Теперь она решительно объявила себя защитницей иконопочитания. Монахи беспрепятственно заняли свои монастыри. Появились на улицах. И пробуждали в народе угасшую любовь к иконам. Мощи мученицы Евфимии, брошенные в море при Константине Копрониме, были вынуты из воды, и им начали воздавать должное почитание.

Патриарх Константинопольский Павел, бывший в числе врагов иконопочитания, при таком обороте дела счел себя вынужденным оставить кафедру и удалиться в монастырь. Вместо него, по желанию Ирины, поставлен был один светский человек, Тарасий, приверженец иконопочитания. Тарасий принимал патриарший престол с тем, чтобы восстановлено было общение с церквами Римскими и Восточными, прекратившееся во времена иконоборческие. И так же чтобы созван был новый вселенский собор для утверждения иконопочитания.

Действительно, с согласия Ирины, он написал папе Адриану I о предполагаемом восстановлении иконопочитания и приглашал к участию во вселенском соборе. Папа прислал легатов; от лица восточных патриархов явились два монаха, как их представители. Собралось на соборе также много греческих епископов. Но собор в этом году не состоялся.

Между епископами большинство было против иконопочитания. Они начали составлять тайные собрания и рассуждать в духе иконоборческом. К тому же, императорские телохранители, состоявшие из старых солдат К. Копронима, не захотели допустить восстановления иконопочитания. В одном заседании собора иконоборческие епископы подняли шум. Между тем телохранители неистовствовали во дворе помещения собора. Тарасий принужден был закрыть собор.

В следующем 787 году, когда Ирина заблаговременно уволила со службы иконоборческие войска, собор спокойно был открыт в Никее. Это был второй Никейский, седьмой вселенский собор. Собралось 367 отцов. Хотя и тут были иконоборческие епископы, но их было меньше православных. Всех заседаний собора было восемь. Прежде всего, Тарасий, как председатель, произнес свою речь в пользу иконопочитания. Затем прочтена была такая же речь Ирины. Православные епископы согласились с той и другою.

Иконоборческим же епископам Тарасий предложил, — если они покаются и примут иконопочитание, то будут оставлены в архиерейском сане. Вследствие такого предложения и иконоборческие епископы согласились признать иконопочитание и подписали отречение от иконоборства.

Далее читали послание папы Адриана об иконопочитании. Приводили доказательства в пользу иконопочитания из Священного Писания, священного предания и писаний отцов Церкви. Разобрали действия иконоборческого собора 754 года и нашли его еретическим. Наконец, предав анафеме всех иконоборцев, отцы седьмого Вселенского собора составили вероопределение, в котором, между прочим, сказано: «храним не нововведение, а все, Писанием и без Писания, установленные для нас церковные предания, из которых одно касается иконного живописания».

VII Вселенской Собор определил, что священные изображения должны быть везде — дабы чаще человек вспоминал о Спасителе и чаще молитвенно призывал Его. Икона провоцирует рождение молитвы в душе верующего. И чем больше будет изображений, пробуждающих нашу молитву, тем лучше.

А начиналось все так безобидно. Первые христианские изображения. Вначале это символы: рыба, якорь, крест. Затем переход от символа к рисункам: добрый пастырь с ягненком на плечах. И, наконец, собственно ранние иконы — синтез античной живописи и христианского мировоззрения.

Вот вам и вся история отступления в краткой форме.

Идолопоклонство — это духовное заболевание

Идолопоклонство – это очень тяжелая и заразная форма духовного заболевания. Бог говорит во второй заповеди:

Не делай себе кумира и никакого изображения …не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня. (Исх.20:4-5).

Почему до третьего и четвертого рода? И почему Бог наказывает детей за вину отцов, справедливо ли это? О том, что Бог наказывает каждого человека только за личные грехи, мы читаем: Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. (Иез.18:20).

И в этой же главе сказано, что если сын, видя грехи отца, не делает подобного, то Бог его не накажет: Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им … то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив. (Иез.18:14,17).

Т.е. при оставлении греха родителей наказание не последует. О чем же тогда идет речь во второй заповеди? О продолжительности жизни человеческой мы читаем в Библии

Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет. (Пс.89:10).

Семьдесят, восемьдесят лет —  это три, четыре поколения одновременно живущие. Пример идолопоклонства прадеда может поразить правнуков и остаться в разуме навсегда. От него очень тяжело избавиться, особенно если оно насаждалось в младенчестве.

Чей грех на данной картинке навязывается ребенку? Родителей. И если ребенок став взрослым не отвергнет грех родителей, то будет наказан за их грехи, ставшие и его грехами. И влияние этого наглядного греха на три-четыре поколения. Бог говорит, в каком отчаянном положении находится идолопоклонник:

Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?. (Ис.44:20).

Когда Бог аннулирует проклятье

Когда я был младенцем, меня, помимо моей воли крестили в православии. Моя бабушка ходила в эту церковь. Дома она всегда по углам поклонялась иконам, вселяя в меня страх, говоря слушаться бабушку, а то Бог с иконы все видит и накажет. Заложенный с детства страх перед изображениями преследовал меня не одно десятилетие. Пока я не прочитал Слово Божье и все понял. В моей жизни исполнились слова Христа: и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан.8:32).

И я могу засвидетельствовать всему миру и всей Вселенной, что я счастлив, обретя свободу от нелепого идолопоклонства. Так же во второй заповеди Бог обещает свое благословение отвергнувшим идолопоклонство, которое значительно превосходит наказание за идолопоклонство: …и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх.20:6).

Поэтому, начиная с того, кто отвергнет идолопоклонство и станет соблюдать заповеди Божьи, т.е. согласно второй заповеди от ненависти к Богу перейдет к любви к Богу, Бог аннулирует проклятье до третьего и четвертого рода и начнет благословлять до тысячи родов.

И я рад, что в моей семье это благословение началось с моего решения отвергнуть идолов и служить Единому и Истинному Богу.

«Что это за бог такой, который нуждается в тебе больше, чем ты в нем?»

Когда я совершал служение Богу на Украине, то в одной из деревень проводил евангельскую программу на дому у православной бабушки, ищущей истину. Она была со всем согласна, только не могла принять решение отказаться от поклонения изображениям.

И вот однажды она на программе сказала: я все поняла. Я больше идолам не поклоняюсь. И рассказала свой опыт. Я шла с соседкой из православной церкви, а соседка купила икону. Лил сильный дождь, и соседка прятала икону под плащ от дождя.

Сверкнула молния, и загремел гром, соседка от испуга чуть не уронила икону в грязь. А меня с этим громом как осенило. И я говорю соседке. Что же это за бог, если не он о тебе заботится, а ты о нем? Если бы икона упала в грязь, то лежала бы в ней, пока ее кто-то не вытащил из грязи. Принеся ее домой, ты ищешь место для нее, а потом всю жизнь оттираешь с нее пыль. Этот бог в тебе нуждается больше, чем ты в нем. И эта бабушка так же обрела свободу от идолопоклонства. Бог наглядно показал ей то, о чем давно уже говорил в Своем слове:

Слушайте слово, которое Господь говорит вам, дом Израилев. Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось.

Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их. Ибо они не могут причинить зла. Но и добра делать не в силах. Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом…Все до одного они бессмысленны и глупы; пустое учение — это дерево. Разбитое в листы серебро привезено из Фарсиса, золото — из Уфаза, дело художника и рук плавильщика; одежда на них — гиацинт и пурпур: все это — дело людей искусных.

А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его. Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса. (Иер.10:1-12).

Только собственное обогащение

Почему же еще идолопоклонство процветает. Ответ в Библии:

В то время произошел немалый мятеж против пути Господня. Ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. (Деян.19:23-26).

Что беспокоило изготовителей идолов? Только собственное обогащение. Бога ведь продать нельзя верующим. Но если их обмануть и запугать, сказав, что молиться Ему нужно через изображения, то на этом обмане и невежестве несчастных верующих людей можно неплохо заработать. И вот подтверждение сказанному:

ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ: Все православные иконы, представленные на нашем сайте, соответствуют православным канонам Русской Православной церкви и освящены в  Алексеевском Православном Приходе Тихвинской иконы Божией Матери города Москвы. Освящение икон подтверждает специальный сертификат, подписанный настоятелем Храма. РАЗМЕР ИКОН УКАЗАН В ОПИСАНИИ!!! У нас можно КУПИТЬ икону высочайшего качества по ЛУЧШЕЙ ЦЕНЕ!!!  ИКОНА В БЛАГОРОДНОМ СЕРЕБРЕ — САМЫЙ ДОБРЫЙ ПОДАРОК ДЛЯ РОДНОГО И БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА!!!

Как вам слова: У нас можно КУПИТЬ икону высочайшего качества по ЛУЧШЕЙ ЦЕНЕ!!!?

Если бы для вас это была бы святыня, то вы ею бы не торговали, как обычной вещью.

Безумие идолопоклонства

Нет предела безумию идолопоклонства, от которого они не могут освободиться. От поклонения вместо живого Бога мертвым человеческим костям. Но бывает даже и такое — поклонение креслу. Да я не шучу. Поклонение креслу, в котором сидел святитель Иоанн Шанхайский.

В октябре 2009 года на Донбасс прибыли Сергей Георгиевич Кальфов с супругой и ключарь Сан-Францисского собора протоиерей Петр Перекрестов. Они прилетели, чтобы передать в дар Свято-Успенской Святогорской Лавре уникальную реликвию, которая тридцать лет хранилась в семье Кальфовых.

Мой отец служил чтецом при святителе Иоанне Шанхайском, – рассказал Сергей Георгиевич в интервью «Донбассу Православному». – Когда святитель умирал, мой папа был рядом с ним. Святитель Иоанн Шанхайский скончался в Сиэтле, в Америке. Он умер в кресле, которое впоследствии хранилось на приходе. Спустя какое-то время приход стал испытывать материальные трудности – и кресло хотели продать. Мой отец забрал это кресло, потому что не хотел, чтобы такая святыня хранилась в чужом месте. С тех пор кресло и облачение святителя Иоанна Шанхайского хранились в нашей семье как особо дорогие реликвии. В прошлом году я узнал, что на родине святителя Иоанна, в селе Адамовка, строится храм, который будет освящен в его честь. И сразу же понял, где должны быть вещи святителя…

Спустя несколько дней, 11 октября, в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру съехались тысячи паломников. Акт передачи мощей и личных вещей святителя состоялся после окончания литургии во время торжественного молебна святителю Иоанну. Все святыни, полученные монастырем, будут находиться в храме в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, который строится в селе Адамовка на месте дома семьи Максимовичей. До окончания строительства храма они хранятся в Святогорской Лавре.

Конец идолопоклонству

И это безумие идолопоклонства будет только прогрессировать. Конец, которому положит Бог вторым Пришествием Христа на нашу землю:

…и наполнилась земля …идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их. И преклонился человек, и унизился муж, — и Ты не простишь их. Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено, — И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут.

И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им …от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. (Ис.2:8-21).

Но тогда уже это будет поздно. Если верующий человек хочет наследовать жизнь вечную и не погибнуть в день второго Пришествия Христа, то оставить идолопоклонство и следовать за Христом нужно уже сейчас. Сегодня. Прислушайтесь к Слову Божьему:  …как говорит Дух Святой, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших. (Евр.3:7,8).

Следующая тема «Самых важных знаний» будет посвящена третьей заповеди Божьего Закона. Это глубокая заповедь. Когда вы поймете ее суть, вас будет объят святой трепет. Вы увидите, что больше всего Израиль был наказан именно за нарушение третьей заповеди. Так же и сегодня христиане больше всего нарушают именно эту заповедь. Но подробности в следующей теме.

Самые Важные Знания. Тема № 16 «Не делай себе кумира и никакого изображения»

Скачать видео
Скачать аудио версию


Не забудьте поделиться с другими:


Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о