Христос говорит, для того чтобы стать Его учеником нужно всех родных возненавидеть и даже саму свою жизнь. Ни Бог Отец, ни Его Сын Иисус не учат и не призывают верующих к реальной ненависти к себе и к своим родным. Какой же смысл вкладывает Иисус, когда говорит о ненависти к родным? Об этом эта тема.
Какова цена ученичества?
Хотя в исторических сведениях некоторые данные разнятся в описании того, как погибли апостолы Христа, но главное нам понятно, они отдали свою жизнь за Господа и Его истину.
Андрей, Иаков (сын Алфея), Симон Кананит, Варфоломей, Филипп – распяты. Петр – распят вниз головой, Фаддей – убит стрелками, Фома – пронзен копьем. Матфей, Павел, Иаков (брат Иоанна) – убиты мечом. Это были ученики Христа, почему им досталась такая доля? Неужели такова цена ученичества?
Давайте посмотрим на этот вопрос пристально, потому что среди многих христиан бытует иное понятие цены ученичества. Но двух истин противоположных друг другу быть не может. Иисус, окруженный огромной толпой, вдруг неожиданно поворачивается и говорит всем идущим за Ним:
Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Лук.14:26-35).
Человек хочет своего спасения лишь по собственному сценарию
Многие могут подумать, что это касалось лишь того времени, но не современного мира. Великая борьба в сути своей с течением времени не меняется, а меняются лишь имена ее участников.
Некоторые христиане начинают думать:
«Такие лишения ради ученичества, стоит ли? Почему необходимо столь многое перенести, изменить свои взгляды, цели, приоритеты, чтобы приобрести статус ученика Христа, может, есть другой способ, как можно стать учеником Христа?«
Рассказывают притчу о том, что человек охотился за зайцем у края пропасти. Заяц увернулся, а человек, потеряв равновесие, полетел в пропасть. Падая, он успел схватиться за выступы корневищ на склоне пропасти и повис на них. Он смотрел вниз и из-за тумана не видел глубину пропасти. Но ему показалось, что где-то глубоко-глубоко внизу слышен шум воды. Он судорожно ухватился за корневища, ведь в них сейчас вся его надежда на спасение.
Но держаться так долго немыслимо и он взмолился наверх словами: «Есть там кто-нибудь?». Сверху раздался величественный голос: «Кто тебе нужен?». Человек закричал: «кто угодно, кто поможет мне». Голос сверху спросил: «А имеешь ли ты веру в то, что Я могу тебе помочь?». «Да», — ответил человек, находящийся в отчаянии. Тогда величественный голос сказал: «Тогда отпусти корневище». Человек посмотрел вниз и еще сильнее ухватился за спасительный корень, понимая, что он хоть какая-то для него надежда на спасение. И обращаясь наверх, он произнес: «а есть ли наверху, еще кто-нибудь, кто бы мог бы мне помочь?».
Эта притча помогает нам понять греховную сущность человека. Человек хочет спастись, но хочет, чтобы это происходило по его сценарию — так, как это видит и желает он сам.
Когда же Бог призывает довериться Ему в вопросе спасения и сделать нечто, что человек делать не хочет, в виду своей греховности, тогда человек вместо покаяния, начинает искать такой для себя путь спасения, который бы его удовлетворял, не побуждая его хоть чем-то жертвовать со своей стороны.
Нужно стремиться стать учеником единственного в мире Учителя
Сейчас понятие учитель и ученик представляют собой совсем не то, что в древности. В древности ученик и учитель рассматривались как одно целое, как сообщающиеся сосуды. В одном сосуде — знаний и жизненного опыта мало, а в другом — много. И цель ученичества – уровнять познания учителя и его ученика, и помочь ученику перенять жизненный опыт учителя.
Поэтому и говорили: «Значимость и величие ученика определяется значимостью и величием учителя». Христос эту истину подтвердил так:
Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его
. (Лук.6:40)
Ученик учится у учителя, перенимает его опыт и мудрость, качества характера. Постоянно общаясь с учителем он учится думать как учитель и в некоторой степени становится его подобием. Мудрость, обретенная учеником от учителя, дает ему возможность избежать ошибок в жизни, порой трагических. Избегая ошибок и достигая успеха, мы обретаем уверенность в жизни и счастье.
Подумайте в свете того, что мы сейчас сказали о связи учителя и ученика. Какое же это преимущество — быть учеником у единственного Учителя человечества! Это благословенная возможность каждому из нас уподобиться Христу, обрести Его святой характер:
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы – братья
. (Матф.23:8).
Ради чего Иисус пришел на землю?
Мы соединяемся с Христом, подобно сообщающимся сосудам. Наполняемся от Него знаниями, силой, мудростью, любовью, совершенством и главное Его Духом. И будем наполняться пока не обретем всего того, что Он желает нам дать. А желание Его велико, уподобить нас Своему Небесному Отцу:
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный
. (Матф.5:48).
Значимость каждого из нас будет определяться Его значимостью и тем, насколько мы позволили Ему нас изменить в Его образ. Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы обрести Его образ и подобие.
Поэтому, быть учеником Христа, это не просто называться христианином и считать себя верующим – это стать похожим на Христа. Ради этого Христос и пришел в этот мир, и ходил по земле, обретая учеников, уча их тому, чем обладал Сам, делая их похожими на Себя во всем. Ради этого Он и умер, чтобы мы во всем стали подобны Ему, даже в таком, казалось бы незначительном вопросе, как наша речь:
Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя
. (Матф.26:73)
Христос Сам постоянно подтверждал Свои отношения с апостолами, как отношения Учителя с учениками:
Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то
. (Иоан.13:13).
Что значит быть учеником Иисуса Христа?
Уходя с земли после Своего воскресения, Он дал Своим ученикам повеление обретать других учеников:
Итак, идите и сделайте Мне учеников во всех народах
. (Матф.28:19,20)
(др. перевод)
Итак, идите и сделайте все народы Моими учениками
.(Матф.28:19,20)
Апостолы хорошо поняли поставленную перед ними Христом задачу и посвятили всю свою жизнь этому делу, приобретению учеников для Христа, до самой своей мученической смерти. И при этом поясняя, что несет в себе истинное ученичество:
Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбям надлежит нам войти в Царствие Божие
. (Деян.14:20-22)
Кто принимал учение Христа не как теорию, а как саму жизнь, и желал учиться от Него, тот и становился Его учеником, Его народом. Это были люди, движимые одним духом, одним служением, одной любовью. Это были те, кто понимали, что они должны быть готовы отразить своего Учителя во всем, даже если нужно и в своей мученической смерти:
…я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса
. (Деян.21:13).
Савл, обратившись к Господу, долгое время не мог воссоединиться с учениками Христа, ибо ему не верили, что он ученик. Все понимали, что одно крещение человека во имя Иисуса не делает человека учеником Христа, нужно подтверждение ученичества жизнью и причем не одномоментное, а постоянное:
Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса
. (Деян.9:26,27).
Ученики стали называться Христианами
Так как последователи Иисуса всеми силами старались во всем походить на своего Учителя, то не удивительно то, что они стали себя и в названии отождествлять со своим Учителем. Они желали подчеркнуть этим, чьими учениками они являются и чей характер стремятся обрести:
Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами
. (Деян.11:26).
Увы, уже много лет это имя достается верующим не как определение, кем они являются, а как наследственная фамилия. Раз ты пришел в какую-то называющую себя христианской церковь и принял там крещение, значит ты христианин.
Все ли христиане истинные ученики Иисуса Христа?
А некоторым этот термин прикрепляют в младенчестве, когда человек и слово мама не знает как сказать, не то, чтобы понимать, что такое быть христианином.
И сатана хорошо знает о том, что включает в себя истинное понимание ученичества, ибо в отличие от многих христиан он прилежно изучает Священное Писание, чтобы знать, как привести людей к непослушанию тому, что сказал Господь, и этим погубить людей. Сатана слышал слова молитвы Христа обо всех Своих учениках во все века:
Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня
. (Иоан.17:21).
И потому сатана, враг Бога и людей, одних обманывает, причем через своих людей в христианстве, и они неверно понимают истину об ученичестве, являясь просто номинальными членами церквей, никак не стремящиеся отразить в своей жизни святость Христа:
…и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою
. (Деян.20:29,30).
А тех, кто понимает эту истину об ученичестве верно, он стремится сломить, как пытался это сделать и с их Учителем Иисусом. Облить их грязью, обозвать слугами сатаны, о чем и предупреждал Христос Своих последователей:
Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
(Матф.10:24,25).
Если такое отношение диавола не ломает ученика Христа, и он остается верным своему Учителю, тогда диавол прибегает к убийству:
И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя
. (Откр.13:15).
Кто в глазах Иисуса Христа является Его учеником?
Тот, кто пройдет все, что прошел Христос, тот докажет своей жизнью, что он действительно Его ученик, потому что он всему научился от своего Учителя. Ибо смог повторить в своей жизни то, что делал его Учитель. Он научился у Него и терпению, и смирению, и труду во славу Божью, и жертве собой:
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко
. (Матф.11:28-30).
Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его
. (1Пет.2:19-21).
Только тот в глазах Христа является Его учеником, кто пребывает в Его слове и служит Богу по примеру Христа, а не так как сам этого желает:
Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики
. (Иоан.8:31).
Именно за такими Своими учениками Христос и придет на эту землю во второй раз:
…Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я
. (Иоан.14:2-3)
Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира
. (Иоан.17:24)
Поэтому из всего вышесказанного нетрудно понять, что быть учеником Христа – это величайшее преимущество для грешных людей и величайшая ответственность пред небом и людьми. И от того, являемся ли мы Его учениками по истине или же только по названию, будет зависеть наша вечная участь.
Чем должны пожертвовать ученики Христа ради любви к Нему?
Узнав о важности ученичества у Христа, поняв взаимосвязь между Учителем и учеником, мы возвращаемся к отрывку, с которого начали тему. Христос говорит толпе, шедшей за Ним:
…если вы хотите стать Моими учениками, то вам нужно прийти ко Мне и … возненавидеть отца, мать, жену, детей, братьев, сестер, даже саму жизнь свою, взять свой крест и следовать за Мной…
.
Почему ученичество обретается на таком жестком условии? Почему такая высокая плата? Такая большая жертва? Нельзя ли стать учеником Христа с меньшими жертвами? Иисус говорил эти слова, идя по дороге в Иерусалим. Он знал, что впереди Его ожидает распятие. А толпа, шедшая за Ним, полагала, что Он идет воцариться. Вы понимаете, что исходя из этого, мы имеем совершенно разное понимание ученичества?
Христос говорил эти слова, потому что хотел, чтобы каждый идущий за Ним четко себе представлял, что ожидает ученика. Его ожидает участь Учителя. Сын Божий хотел объяснить Своим последователям, что здесь на Земле, пока идет великая борьба, им не будет ни славы, ни власти, а лишь готовность доказать Ему свою верность в послушании.
Подобно Иисусу, отдавшему всего Себя ради спасения людей, Его ученики ради любви к Нему должны быть готовы так же пожертвовать самым дорогим – родными, близкими и даже самой своей жизнью. Конечно же, при этом, подобно Христу, они будут испытывать душевную агонию и желание, чтобы эта чаша их миновала, но для них любовь к Спасителю будет превыше всего.
В уподоблении своему Учителю они придут к такому духовному состоянию жертвенности со своей стороны, что во всех случаях жизни, когда пред ними будет стоять выбор между следованием своей воле или воле Христа, они неизменно будут говорить: «Да будет воля Твоя, не как мы хотим, но как Ты».
Не нужно к словам Христа, относительно жертвы со стороны ученика, относиться легкомысленно, ибо в них раскрыт путь ученичества, путь познания любви Божьей, путь спасения.
Многих смущает слово «возненавидеть» всех ради любви к Христу. Как Христос мог сказать подобное? Христос никогда не учил злобе и жестокости. Он всей Своей жизнью свидетельствовал о том, что преданно соблюдает заповеди Своего Отца — «возлюби ближнего, как самого себя» и «почитай отца и мать твою». Единственное, что ненавидит Христос, и к чему Он призывает и нас, так это ненавидеть грех, беззаконие, и оставить его. О Христе сказано:
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие…
(Евр.1:9).
..иди и впредь не греши
. (Иоан.8:11).
А вот людей Слово Божие нас призывает любить, а не ненавидеть, что и показал Своим примером Христос, служа им самозабвенно, Он их возлюбил превыше Своей жизни:
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
. (Иоан.15:12,13).
Так как же понимать Его слова — для того, чтобы стать Его учеником нужно всех возненавидеть?
Библейский текст только тогда понимается нами верно, когда он не противоречит другим текстам, раскрывающим данную тему. Мы уже отметили, что Христос стоял на позиции соблюдения 5-ой заповеди, на позиции сохранения семьи, на позиции любить ближних, в чем Он нам показал пример.
Прием противопоставления, используемый Иисусом Христом
Слова Христа верно уразуметь нам будет не трудно, когда мы поймем, что Христос в данном случае использует широко применяемый на Востоке прием в речи, который помогает усилить то, что говорящий хочет выделить. И это достигается с помощью противопоставления:
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
. (Иоан.1:5).
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем
. (Еф.6:4).
Заметьте, сказать, что свет во тьме светит, — это одно. А сказать, что тьма не объяла его, — это усилить силу света за счет противопоставления. Или же можно сказать просто: родители не раздражайте детей, — то есть запретить этим зло.
Говоря: «но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем», — Бог усиливает истину о том, что ожидается от отцов, самим жить истиной и этому учить своих детей.
Прием противопоставления в описании любви к Богу
Допустим, я говорю, что люблю свою жену, детей, маму, и так же говорю, что люблю Бога. Но насколько моя любовь к Богу отличается от любви к родным? Ведь используется одно и то же слово, неужели это все та же сила и глубина любви? Конечно же, нет. Ведь говоря о любви к жене, родителям и детям, мы говорим о любви к творению, а говоря о любви к Богу, мы говорим о любви к Творцу. А это не одно и то же.
Адам послушался своей жены и не послушался Бога. Он съел запретный плод и этим все человечество было ввержено в пропасть смерти. Если бы любовь Адама к Богу была выше, глубже и сильнее любви к Еве, то этого бы не произошло.
И ныне, очень много греха на земле совершается по той причине, что люди, и причем верующие, любят своих родных больше, чем Бога. И при этом используют одно и то же слово, «я люблю жену, детей» и «я люблю Бога». Но их поступки показывают, что это не одна и та же любовь.
Мы пытаемся объяснить разницу с помощью прилагательных, говоря, что любовь к Богу у нас сильнее, больше и так далее.
Но насколько больше и сильнее? И это уже не так просто объяснить, приходится много предложений говорить, чтобы тебя поняли. На Востоке все проще. Для семитов главное – глаголы, главное – действие. Они силу любви выражают глаголами, а не прилагательными. И то, что мы объясняли бы многими предложениями, так ничего особенно не объяснив, семит объяснит одним контрастом, одним противопоставлением и это будет выглядеть так, как сказал Христос: «возненавидеть всех ради Меня».
Для нашего понимания это будет выглядеть так: «Моя любовь к Богу такова, что в сравнении с ней или в ее свете любовь к ближним выглядит как ненависть». Или еще это можно представить так: «ради любви к Богу я готов пожертвовать своей любовью ко всем тем, кого я люблю».
Я думаю, что вы понимаете, что благодаря этому приему противопоставления и контраста, мы начинаем лучше понимать какой должна быть наша любовь к Богу, насколько она должна быть глубже и сильнее нашей любви к кому бы то ни было. Цель слов Христа именно и состояла в том, чтобы дать нам осознание величия любви к Богу, а не для того, чтобы побудить нас всех ненавидеть — и при этом уверять всех, что это делается ради любви к Богу. Бог не дал нам право для такого понимания слов Христа, ибо они противоречат другим текстам Библии:
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего
. (1Иоан.4:20,21).
Ненависть к людям, особенно к своим родным, противоречит учению и Самого Христа, причем Его учению относительно того, как относиться даже к врагам своим:
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
. (Матф.5:44).
Та возвышенная любовь к Богу, о которой говорит Иисус, готова на любые жертвы, лишения, страдания. Такая любовь всегда будет избирать только Бога своим жизненным ориентиром, а не кого-то другого.
Что мешало и мешает человеку стать учеником Иисуса Христа?
Мы уже отмечали с вами, что ученик должен быть послушен Учителю во всем, если хочет уподобиться Ему и если хочет перенять опыт. Если он будет слушаться кого-то другого, то тогда он будет являться учеником другого и научится тому, чему учит другой, а не Христос. Многим мешало следовать за Христом именно то, что они слушались других, любя их больше, чем Христа:
Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего, и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги
. (Иоан.9:18-22).
Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги
. (Иоан.12:42).
Что помешало этим людям стать учениками Христа? Они человеческую славу и человеческий авторитет любили больше, чем Бога и Его истину.
И пока таким было положение вещей, они не могли стать учениками Христа. Любовь к человеческой славе свидетельствует о том, что человек любит себя больше, нежели Бога:
Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию
. (Иоан.12:42,43).
Только поставив любовь к Богу выше земных привязанностей, можно уподобиться Иисусу Христу
Сын Божий хочет, чтобы каждый, кто желает спастись, понял важную истину: «если верующий стал учеником Христа и действительно учится у Него, то он обязательно должен быть похож на своего Учителя». А это невозможно, если послушание Богу и любовь к Нему не станет в нашей жизни превыше нашей любви к себе, земным родителям, жене и детям. И Христос учит нас этому, опираясь не только на теорию, Он это показал нам Своей жизнью:
И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
(Лук.2:48,49).
И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его
. (Лук.8:20,21).
Если бы Христос не поставил любовь к Богу Отцу выше всех Своих земных привязанностей, Он никогда бы не выполнил Свою миссию Спасителя человечества. Ибо родные Его, будучи плотскими от земли, так часто не понимали Его действий, который были продиктованы волей Бога Отца свыше.
Это был Его крест, но в этом и наш крест — поставить Божье превыше всего земного.
Вот так испытывалась и будет испытываться до второго Пришествия любовь верующих к Богу и Его Сыну, а не простыми словами «я люблю Бога», а жизнь свидетельствует об обратном.
Критерии ученичества Христа справедливы и соответствуют тому, что Он Сам прошел
Увы, далеко не многие пройдут с честью испытание на любовь к Богу. Так что условия, выдвигаемые Христом как критерий ученичества, неудивительны. Ибо только любя Бога превыше любого человека, сколь бы дорог он не был нам, только тогда мы способны будем смиренно переносить испытания, выпадающие на нашу долю. При этом мы лишь повторяем то, что перенес наш Учитель, и свидетельствуем всей Вселенной и самим себе, что мы этому научились у Христа, мы хотим быть с Ним, мы хотим быть похожими на Него:
Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа, и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых
. (Фил.3:7-11).
Христос — основание, мы — живые камни
Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье
. (Неем.4:17)
Народ Божий строил стену для защиты от врагов, держа оружие в руках, чтобы отражать атаки неприятеля. Следуя за Христом, мы будем строить защитное сооружение и отражать атаки врага, не желающего этого строительства. Апостол Петр говорит:
…ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом
. (1Пет.2:3-5).
Мы из себя создаем дом духовный, то есть церковь Божью. Народ Божий подобен духовному зданию, в основании (фундамент) – Христос, а потом мы – камни живые. Церковь Божья созидается и строится каждым из нас. Мы все такие разные и приходим к единству в служении Богу, в служении друг другу с любовью, понимая, что мы одно тело, а не каждый сам по себе.
Единство невозможно без посвящённого служения. Именно в служении Богу и людям мы особо начинаем понимать важность единства.
В активном труде, а не в пассивном безделии, человек начинает осознавать важность взаимодействия всех органов и членов его тела. Для того чтобы в теле Христа было полное взаимодействие верующих друг с другом, каждый созидает себя полным послушанием Христу, чтобы стройно вписаться в строение Божье, чтобы тело Христа было гармонично.
Это созидание происходит в молитвах, в смирении, в изучении Слова, которое защищает тело Христа от чужеродного явления, то есть от ереси. А Бог шлифует нас — живые камни, чтобы мы могли плотно подходить друг к другу.
Чем опасно недостроить наше духовное здание?
Любое строительство несет в себе затраты. И Иисус призывает к мудрости тех, кто заявил о своем желании стать Его учеником. Он настоятельно рекомендует для нашего же блага прежде начала строительства все взвесить и просчитать, чтобы не получилось, что строить начал, а закончить не смог.
Это будет большая трагедия, ибо недостроенное здание нельзя эксплуатировать так как должно, а ведь затраты все равно были. И денег лишился, и пользы нет. Незаконченное строение выглядит очень печально и быстро разрушается по причине того, что не эксплуатируется. Все это вызовет у посторонних смех и нарекания.
Поэтому, если я не подхожу серьезно к пониманию того, что значит быть учеником Христа, то я начну это дело (приму крещение и буду называться верующим), но закончить его не смогу (на деле так и не стану учеником Христа, только на словах). Время будет потрачено, назад его не вернуть, а результат, необходимый для Царства Божьего, так и не будет достигнут.
Вся внешняя форма, которой окружил себя мнимый ученик Христа, такая как теоретические познания церковных доктрин, стаж в церкви и занимаемое в ней положение. Все это в кризисное время окажется бесполезной соломой, которую унесет ветер испытаний. Ибо преодолеть кризис сможет только тот, кто уподобился своему Учителю Христу. Его ученики также преодолеют кризис Гефсимании и Голгофы, ибо будут иметь Его веру:
Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру Иисуса
. (Откр.14:12)
Что же я могу подсчитать, исходя из того, что строить башню – значит созидать свой характер?
Неоконченное строение. Почти ученик Христа — это не ученик Христа. Почти обращенный человек – это необращенный человек. Если ты почти не грешишь, то ты — грешник, если ты почти спасенный, то ты погибший.
Что в притче Иисуса понимается под издержками?
…если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником
. (Лук.14:26,27).
Не трудно заметить, что под издержками подразумевается желание следовать за Христом, чего бы тебе этого не стоило, игнорируя при этом мнения всех тех, кто тебя пытается в этом остановить, кем бы он для тебя не был: мать, отец, жена, муж, брат, сестра, сын или дочь. О том, что это правильный вывод мы можем судить из слов Христа, которые Он сказал сразу же после исследуемых нами притч:
Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником
. (Лук.14:33).
Подсчитать все издержки в строительстве башни, то есть в понимании пути ученика Христа, означает ответить на вопросы:
Готов ли ты всегда ставить Христа и Его волю на первое место в своей жизни?
Готов ли ты жить всяким словом, исходящим из уст Божьих?
Готов ли ты жертвовать ради Христа всем, даже очень дорогим, даже самой жизнью?
Ибо только это говорит о твоей схожести с Учителем:
Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной
. (Фил.2:5-8).
Лишь покорив себя можно обрести вечное спасение
Гордость приходит оттого, что мы смотрим на себя и сравниваем себя с другими людьми, а смирение приходит тогда, когда мы смотрим на Христа и оцениваем себя в свете Его характера. Человек, который жаждет всем сердцем быть с Богом и Его Сыном в Царстве Божьем, будет готов пожертвовать всем ради Него, даже самим собой:
А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ними прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас
. (Рим.8:17,18).
Конечно же, это нелегко, пожертвовать всем ради ученичества, ибо каждая жертва со стороны человека – это удар по эгоистичному «я». Но именно в покорении нашего «я» Богу и к нам приходит святость Божья, а с ней и вечное спасение. Другого способа победить диавола не существует.
Старая скандинавская легенда повествует о человеке, которому казалось, что его преследует какое-то злое существо. Оно делало его жизнь невыносимой. Он пришел к выводу, что больше терпеть не стоит. Он решил бороться с чудовищем. Началась смертельная схватка. Она была на равных, и только прилагая сверх усилия, человек повалил чудовище на землю и занес нож. В этот критический момент из-за туч выглянула луна и осветила лицо чудовища. И тогда герой легенды пережил самую ужасную минуту в своей жизни, чудовище имело его лицо.
Именно наше греховное «я» является самым страшным нашим врагом-чудовищем, если ты победишь это чудовище, свое греховное «я», то остальное победить будет очень легко:
…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас
. (Иак.4:6,7).
Каждое смирение – это кирпич в строительстве башни, в созидании тела Христа, то есть Церкви, каждая жертва ради Христа – это кирпич в созидании характера. И так по кирпичику, пока не обретем Христов ум, характер, чувства, а это дело всей жизни.
Не допустите того, чтобы враги истины смеялись над вами, а вместе с этим и над Христом и Его церковью
Один мальчик получил приз на соревнованиях за то, что лучше всех катался на лыжах. Его спросили: «Как ты научился так прекрасно кататься на лыжах?» «Очень просто, — ответил он. — Каждый раз, когда у меня не получалось и я падал, я быстро поднимался и начинал снова, не думая о падении и о боли, а думая о том, чтобы достигнуть цели и, я добился желаемого». Поэтому издержки в строительстве башни можно узнать, ответив на вопросы:
Готов ли ты смиряться всю свою жизнь до смерти?
Готов ли ты всю свою жизнь бороться за спасение от греха, или же у тебя любовь к Богу — это минутная, дневная, годовая слабость?
Готов ли ты, сотрудничая с Христом, строить свой характер до совершенства? Хочешь ли ты быть совершенным?
Если да, то:
со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению
. (Фил.2:12,13)
Если ты, зная о Голгофе и видя, что сделано Богом для тебя, все же не собираешься быть истинным учеником Христа, а только номинальным, по названию, не готовым к самопожертвованию, то знай, что в глазах неба ты выглядишь как недостроенное строение. Такое строение начнет разваливаться, так как не имеет прочного фундамента, а значит, ты будешь становиться даже хуже, чем при своем начальном обращении к Богу. Христос говорит в притче, что над недостроенным строением все будут смеяться, говоря: «он начал строить и не окончил». Не допустите того, чтобы враги истины смеялись над вами, а вместе с этим и над Христом и Его церковью.
Это происходит в том случае, когда вы, исповедуя Христа Свои Учителем, на деле своей жизнью отражаете не Христа, а Его врагов, о которых Он сказал, что они дети диавола.
Как слабому человеку возможно победить силы зла?
Как в древности, так и сейчас, прежде чем вести военные действия, всё тщательно разведывали. Это во многом помогало победить. Зачастую побеждал тот, кто владел большей информацией о враге. Наш враг – это диавол, что вы знаете о нем и его методах работы? Его войско (падшие ангелы) численностью одна треть от общего количества Божьих ангелов. Их сила превышает человеческую силу во много раз. В личном бою поражение человеку гарантировано, но есть могущественный союзник — Христос. Он всегда и везде, на Небе и на земле наносил поражение диаволу. И Он желает помочь каждому из нас победить врага, только необходимо вступить с Ним в союз, попросить о помощи и быть послушным Его руководству. То есть стать Его истинным учеником:
Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь; ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу
. (2Кор.10:3-5).
Вы поняли, в чем состоит залог нашей победы с силами тьмы? В том, чтобы полностью покорить свое «я» своему Учителю Христу и стать на Него похожим.
Какие вопросы помогают нам просчитать возможность выиграть духовную битву?
Буду ли я постоянно просить Христа о помощи в борьбе с диаволом, или это будет от случая к случаю?
Буду ли я во всем послушен Богу, или только в том, что мне нравится?
Если я не готов к этой жертве со своей стороны, к этой духовной битве, то мне обеспечено поражение, и я не мудро поступил, что вообще вступил в сражение. Если я хочу победить, как победил Христос — мой Учитель, — то я должен подобно Ему постоянно взывать к Богу о помощи и о силе. При этом мне надо быть послушным Богу во всем, без этого диавола не победить.
Христос не исключает и смертельного исхода в жизни верующего:
Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни
. (Откр.2:10).
Как в первой, так и во второй притче Иисус иллюстрирует полную посвященность Богу, выраженную в готовности строить башню, то есть в готовности созидать свой характер по примеру своего Учителя Христа, а так же в готовности в тяжелой борьбе с диаволом, мешающим нам заниматься столь важным строительством. Все это возможно только вместе с Христом. Без Него мы не можем себя спасти, а без нас Он не может нас спасти. Цена истинного ученичества равна нашей готовности к любой жертве, даже своей жизни ради Него.
Какая любовь и ученичество не угодны Богу?
Прочтем поучительную историю. Дети играли в ванне в потоп. После того, как Ной вышел из ковчега, они решили по написанному в Библии, принести Богу жертвоприношение. Старший брат сказал: «Давай, так как Богу приносится все самое лучшее, принесем в жертву твою новую игрушку, белочку». «Нет! – сказала сестра. — Лучше принести твоего нового зайку». «Нет! – сказал брат. – Так дело не пойдет. Что же делать? Необходимо жертвоприношение Богу, как написано в Библии, а приносить ничего не хочется». И потом они вспомнили, что на чердаке есть порванный плюшевый мишка без головы, его давно выбросили за ненадобностью, это и стало их жертвой Богу.
Такие «жертвы» от нас Богу не нужны, Он ни в чем не нуждается. Вопрос жертвы нашей, это вопрос нашего отношения к Нему. Многие христиане проявляют свою любовь к Богу вот по такому остаточному принципу. Всю силу своей любви оставляют себе, своим родным, а что останется, то Богу, и при этом говорят, что Бога они любят больше всего. Как же просто Христос осветил важную истину о том, что требуется от того, кто хочет быть истинным Его учеником. А также Он показал нам, что можно следовать за Ним и при этом не быть Его учеником. Оказывается можно быть сторонником веры в Христа, но при этом делами своими отрекаться от Него. Богу не угодно такое ученичество:
Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу
. (Тит.1:16).
Человек никогда не станет учеником Христа, если не посвятит себя всецело этой цели. Бог – не человек, чтобы Ему гневаться на нас по пустякам. Но Он не сможет нам простить того, что мы имели все возможности спастись и не сделали этого. Непростительным грехом для погибших будет то, что они отвергли дар спасения в лице Иисуса и пожелали жить в грехе. Что в этом случае делать Богу? Принять выбор человека и воздать ему согласно его выбору, это будет справедливо и милостиво.
Соль — добрая вещь…
После этих притч, посвященных пониманию пути ученичества, Христос сказал:
Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!
. (Лук.14:34,35).
Соль — это верующие, это ученики Христа. И если ученик не стал похожим на Учителя, а просто является номинальным христианином, то это соль потерявшая силу свою, она ни к чему не пригодна, только на выбрасывание.
Иисус не оставит Своих истинных учеников на пути ученичества
Кто оценил преимущество быть учеником Христа, преимущество в том, чтобы быть похожим на Него, ибо осознал Его великую любовь к грешнику, тот будет готов на любое испытание и лишения со своей стороны. Он готов ради Бога на любые жертвы и его любовь к Богу будет столь сильна, что в свете этой любви его любовь к его родным и близким будет выглядеть как ненависть. Ибо он никогда не поменяет свою любовь к Богу ни на какую любовь ко всем своим близким и родным вместе взятым.
Христианин – это не тот, кто себя так называет, а тот, кто во всех обстоятельствах жизни не теряет надежды на Господа. Он знает, что Господь ведет его путем спасения. И если на этом пути ему придется выбирать между Богом и его родными, Он изберет Бога, помня Его обетование.
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу
. (Рим.8:28).
Когда нам придется сделать этот выбор, истинный Ученик Христа, движимый Его верой, всегда будет помнить, что Бог не допустит испытаний сверх сил. Этот выбор, это испытание с Богом проходимо.
…верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести
. (1Кор.10:13).
Сам Иисус, наш Учитель, прошел этим путем и Он не оставит Своих учеников на этом пути ученичества, мы лишь идем по Его следам:
Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его
. (1Пет.2:21)
Ищите и найдете! Стучите и отворят! Просите, и дано будет вам.
Не забудьте поделиться с другими: