
Мелхиседек — кто же это, и что говорит о нем Священное Писание? В Библии три раза упоминается слово Мелхиседек:
- Когда Авраам встретился с Мелхиседеком.
И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои, дал ему десятую часть из всего
. (Быт. 14:18-20) - В пророческом псалме об Иисусе Христе. И
з чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека
. (Псалом 109:3-4) - Послание к Евреям, где апостол Павел объединяет два отрывка, раскрывая служение Христа.
Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего; — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, — ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека
. (Евр. 7:1-21)
В этих словах апостол Павел использует пример встречи Авраама с Мелхиседеком и соединяет его с мессианским пророческим псалмом. Фокусирует на Христе, как на Том, в Ком всё, что сказано о Мелхиседеке, исполнилось в прообразах .
Некоторые полагают, что Мелхиседек, встретивший Авраама — это Сам Христос. Но это в корне неверно. Ибо помимо того, что Христос не жил на земле во дни Авраама, как Царь отдельного города Салима, в Священном Писании нет такого упоминания.
Есть еще одно подтверждение, что Мелхиседек — это не Христос. Это подтверждение из поведения самого Авраама. Когда Христос приходил к Аврааму с двумя ангелами сказать, что у Сарры родится сын, то посмотрите на то, как себя повел Авраам:
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь
. (Быт. 18:1-5)
Из текста видно, что Авраам сказал Христу — «Владыка», и поклонился до земли. Но Авраам ничего подобного не сделал по отношению к Мелхиседеку. Потому что Мелхиседек не был Христом. Авраам ведет себя с ним как с человеком, за которым признают лишь чин священства, но не более. Он его почтил как священника и дал ему десятую часть.
Слова апостола Павла в послании к Евреям по отношению к Мелхиседеку, где он говорит: уподобляясь Сыну Божьему
, показывают нам то, что это не Сам Христос. Мелхиседек — некто, кто был прообразом Христа по части священства, но не более.
Апостол Павел в 7 главе послания к Евреям говорит о том чине священства Аарона и Мелхиседека. Причем интересно, что слово «чин» означает не только должность и звание, но и порядок и последовательность. В чине Аарона, помимо того, что это была должность первосвященника, был и порядок заступления на эту службу:
И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия
. (Исх. 28:1-2)
И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне
. (Исх. 29:44)
Из данных цитат видно, что Аарон и его род был отделен, чтобы быть по чину первосвященника. Но заметим, по какому принципу, чину это происходило. Все ли сразу были первосвященниками или была какая-то субординация:
И возьми Аарона и Елеазара, сына его, и возведи их на гору Ор; и сними с Аарона одежды его, и облеки в них Елеазара, сына его, и пусть Аарон отойдет и умрет там
. (Чис. 20:25-26)
Получается, что из колена Левия был избран род Аарона в первосвященники. Этот чин передавался по наследству, но только в роду Аарона. Чин же Мелхиседека — это другое, он не из рода Ааронова. Вот почему Павел и противопоставляет эти два чина.
Какой чин священства был установлен на земле до того, как Бог установил чин священства рода Аарона? И кто выполнял функции и обязанности священства?
Рассмотрим внимательнее. В Библии можно найти, что как Авель приносил жертву Богу, не будучи первенцем и при живом отце; так и Ной приносил жертву Богу, как отец семейства. И хотя отец был глава всей семьи, не видно той системности, которая появилась уже позже с установлением чина священства рода Ааронова. Или еще в одном месте написано, что и юноши могли приносить всесожжение: И послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу
. (Исх. 24:5)
Когда Авраам встретился с Мелхиседеком, Аврааму было около 80 лет, потому что это событие между смертью его отца Фары, когда Аврааму было 75 лет, и рождением Измаила, когда Аврааму было 86 лет.
Если посмотреть на географию расселения людей после потопа, то можно заметить одну деталь: Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова
. (Быт. 10:21). То есть Сим — старший сын Ноя назван отцом всех сынов Евера. Кто такой Евер? Читаем: Сала жил тридцать лет и родил Евера
. (Быт. 11:14).
Это потомки Сима.
От Евера произошли евреи, потомки Евера. Евер пережил Фалика, Рагава, Серуха, Нахора, Фарру и даже Авраама. Евер пережил Авраама, своего потомка, на 4 года. В 9 главе книги Бытие сказано, кому отдано будет священство из сыновей Ноя:
Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему
. (Быт. 9:26-27)
В оригинале этот текст звучит так: «Бог распространит Иафета, но он будет обитать в шатрах Сима». Это говорит о том, что Сим и его потомство избирается быть священством; люди шли в скинию (шатер) для встречи с Богом. Иафет (но не Хам, так как Хам отступил и был проклят) придет в шатры Сима для встречи с Богом, что позже было подтверждено тем, что из потомков Сима был избран Авраам и его род.
Итак, мы имеем священство, которое было передано потомкам Сима по принципу от отца к старшему сыну. Ко времени встречи Авраама с Мелхиседеком, кто же мог из потомков Сима, учитывая, что священство было передано Ноем самому Симу, быть этим священником? Только Сим, так как он еще был жив и, как следствие, священство от него другому передано еще не было. Сим был одновременно и священником и царем Салима.После встречи Авраама с Мелхиседеком Сим прожил еще 70 лет.
Имя Мелхиседек состоит из двух слов: «Мелех» — царь и «Цадик» — праведник, т. е. праведный царь. Титул его тоже состоит из двух слов: «Мелех» — царь и «Шалом» — мир. Возможно Салим, это в будущем Иерусалим, есть такое мнение, но возможно это и не так, потому что сказано:
А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились
. (Иоан. 3:23)
Иными словами, Салим существовал наравне с Иерусалимом, когда Иоанн Креститель совершал крещение, поэтому вероятность большая, что Салим — это не Иерусалим.
Мелхиседек благословляет Авраама, как высший меньшего, говорит апостол Павел, по возрасту, по чину, по положению, да и по росту, потому что допотопные жители и жили дольше, и были выше, и развитее, чем все жители уже после потопа. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим
. (Евр. 7:7)
В 7 главе послания к Евреям Павел дает несколько характеристик Мелхиседека. Царь правды, заметим, что Сим — это праведник, потому ему и было передано Ноем священство. Царь мира, потому что он как праведник знал Бога и последствия отступления о Него. Он хранил Божий мир, который человечество уже на тот момент потеряло.
Сказано о нем, что он без отца и без матери. Не только потому, что отец Ной и мать Сима были мертвы, но так же в смысле, что Сим — человек на рубеже до потопа и после потопа. Его родословная в предках осталась по ту сторону — до потопа, а он уже живет по эту сторону потопа. То есть все его предки являются родом допотопным, а он уже живет в послепотопном периоде. Учитывая, как мало уже жили люди во дни Авраама, а Сим все еще жил, то он переживал очень многих людей. Для окружающих людей он как не имеющий начала дней, потому что начало его дней лежит в допотопную эпоху. Он там родился и никто не может сказать, где его родословная и от кого он произошел, потому что все погребено водами потопа.
Но всё же, если быть близким к контексту, то есть к линии рассуждения апостола Павла, то он все же говорит для сравнения священников по чину Левия и по чину Мелхиседека, который не имеет ни рода ни племени. Чин Левия по закону предусматривал ведение родословной. Только таким образом человек мог принадлежать к роду левитов-священников, и пользоваться тем, что полагалось по закону, совершать то, что предусматривалось законом. Давайте прочитаем:
И сказал Господь Моисею, говоря: приведи колено Левиино, и поставь его пред Аароном священником, чтоб они служили ему; и пусть они будут на страже за него и на страже за все общество при скинии собрания, чтобы отправлять службы при скинии; и пусть хранят все вещи скинии собрания, и будут на страже за сынов Израилевых, чтобы отправлять службы при скинии; отдай левитов Аарону и сынам его в распоряжение: да будут они отданы ему из сынов Израилевых; Аарону же и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти
. (Чис. 3:5-10).
Если человек был не из рода Аарона, то он не мог войти в чин священства. И когда человек был из рода Ааронова, но не мог это доказать, то он тогда исключался из чина священства и не пользовался тем, чем мог пользоваться человек, который мог это подтвердить родословной.
И из сыновей священнических: сыновья Хабайи, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться именем их. Они искали своей записи родословной, и не нашлось ее, а потому исключены из священства
. (Ездр 2:61-62)
Чин Мелхиседека не предусматривал этого, он не был связан с родословной, как чин Ааронова. Сим получил от своего отца Ноя это право — быть священником, и в дальнейшем передать это роду своему за преданность отцу, за охрану чести отца. Здесь можно найти сильнейший прообраз Христа, потому что Христос Священник не по родословной, а первосвященник по чину Мелхиседека, назначенный Богом. Он вступился за честь Бога Отца и пришел сюда на эту землю явить Бога и снять с разума людей ту клевету о Боге, которую сатана навеял людям.
Потому в 109 Псалме и сказано, что Господь Сам говорит Сыну Своему: Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека
(Пс. 109:3-4). Бог подтверждает это тем, что когда Христос пришел на нашу землю, умер и воскрес, оно исполнилось в жизни Христа.
Апостол Павел в Евр. 7:11-18 ссылаясь на 109 пророческий псалом, показывает, что чин Мелхиседека выше чем чин Аарона, ибо Христос не Сам Себя назначил быть Священником, а сделал это Бог. Чин Аарона просто по плоти, по наследству, а чин Мелхиседека по назначению Самого Бога. Не тот истинный священник, который по плоти Аарона становится священником, а тот, кто по духу таков. Такого назначает Бог быть Своим священником. Лучше чем Христос, Сын Божий, никто не может явить Бога Отца и стать посредником между Богом и человеком, потому что суть священства — это быть посредником между Богом и людьми.
Христос Сам Себя не делал первосвященником, не Он Себя назвал и дал Себе этот чин: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека
. (Евр. 5:4-6).
Образ Христа в Ветхозаветных Писаниях — это
собирательный образ и Христос об этом очень хорошо сказал в следующих стихах:И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему
. (Лук. 24:44-48)
Если открыть Ветхий Завет и начать от Моисея, то мы не найдем там биографию Иисуса Христа, изложенную так, как излагаются все биографии. Нет такого, чтобы можно было прочитать подряд , — где, когда родится, как проживет жизнь, что Его распнут. Нет изложенной подряд биографии. Но Христос тем не менее говорит, что есть о Нем все написанное от Моисея в пророках и псалмах.
Давайте посмотрим, как написано, если не подряд. Можно увидеть, что написано собирательно. Нужно собрать как из пазлов единую картину служения Христа, образ Христа из Ветхого Завета, Его чин, Его служение, рождение и т.д. Когда Христос научил апостолов правильно понимать Священное Писание, смотрите, что делает апостол Петр в своей проповеди в Пятидесятницу. Как он теперь правильно пользуется Священным Писанием, показывая, где о Христе в каких местах было написано, то есть он научился собирать образ Христа из Ветхозаветных пророчеств.
Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели
. (Деян. 2:25-32)
Когда люди не понимали — где, что, к чему относится, то они читали это просто как псалом Давида. Но когда Христос открыл ум к уразумению Писаний, они научились видеть и узнавать — где, что сказано в Писании о Христе, о Его служении, смерти, рождении, воскресении. Некоторое было приоткрыто еще до смерти и воскресения Христа, допустим священникам:
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля
. (Мф. 2:1-6).
Как видно из текстов, — образ Христа, служение Христа — это собирательное понятие. В одном месте Писания мы можем найти о воскресении Христа. В другом месте о рождении. Когда братья продали Иосифа за 20 сребренников в рабство Египетское, здесь тоже прообраз. Иосиф выступает как прообраз Христа, которого тоже свои продали за сребренники, отдали Его на распятие. Это собирательный образ Христа. Иными словами и Мелхиседек был не из рода Левия, не по чину Левия, и Павел использует этот образ, чтобы показать по какому чину будет уже Христос Священником. Павел использует реальный случай и реального человека, как прообраз для указания на то, что будет иметь место в жизни Христа.
Как уже упоминалось выше, после встречи с Авраамом Сим прожил еще 74 года. Это больше, чем жизнь многих из сейчас живущих на земле. Почему же его звали Мелхиседек? Потому что имена давались в зависимости от положения, характера, ситуации. Например, Аврам стал Авраамом, Иаков стал Израилем. Если праведник Сим был священником Бога и царем, сохраняющим мир, то естественно он и получил соответствующее имя — Мелхиседек, царь мира и царь правды.
Он вынес хлеб и вино, благословил Авраама, — этим можно увидеть переход в будущем священства от Сима к потомкам Авраама. Бог использует этот случай, дает пророческий псалом и говорит, что это будет наглядной иллюстрацией того, кем будет избран Христос, по какому чину священства.
Павел говорит, что Христос может быть Священником, хотя Он и не из колена Левия. Но у Христа совсем другой чин, высший чин. Так как сам Авраам дал десятину Мелхиседеку, то этим самым Авраам, в чреслах которого находился Левий, признавал этот чин выше, нежели чин Левия, который произойдет из его чресел. Поэтому первосвященство Иисуса Христа выше любого священства, которое здесь могло быть установлено на Земле.
Итак, подведем итог размышлениям, кто же это Мелхиседек — это буквальная историческая личность. Это Сим — старший сын Ноя, которому было вверено священство от Ноя за то, что он заступился за честь своего отца. Сим был на рубеже двух эпох, до потопа и после потопа. Его священство не происходит от Левия, оно произошло от того, что отец, за честь которого он заступился, сказал, что он будет священником и в его шатры будут приходить потомки Иафета.
Прямым назначением Ноя Сим, в будущем Мелхиседек, получил это право священства. По такому же принципу Бог Отец прямым назначением назначает Христа Священником по чину Мелхиседека. Хотя Христос не произошел по плоти от Левия, чтобы быть священником по чину Левия. Чин Мелхиседека выше — это прямое назначение Самого Бога. Бог через этот случай поясняет нам чин священства Христа.
(Этот вопрос Вы можете посмотреть в видео ниже с 54:51 минуты)
Другие вопросы в данном выпуске:
1.Могут ли верующие люди найти общий язык, если каждый в отдельности не будет иметь тесных и личных отношений с Богом? Что является необходимым условием для отношений верующих между собой?
(смотреть с 01:53 минуты)
2. Вопрос относительно борьбы Иакова у потока Иавок (Бытие 32:24-30). У пророка Осии сказано, что Иаков боролся с Богом (Ос. 12:3), а в следующем стихе (Ос. 12:4), сказано, что он боролся с Ангелом. С кем же боролся Иаков, с Богом, с Христом или с Ангелом? Как он боролся с Богом, если Его увидеть нельзя, так как он увидев Бога погиб бы.
(смотреть с 27:58 минуты)
3. Суждение и осуждение близки (Иова 36:17). Как не перепутать одно с другим, чтобы исполнить повеление Христа «Не судите и не судимы будете»?
(смотреть с 01:31:05 минуты)
4. Как исполнить повеление Господа, записанное в Евангелии от Матфея 28:19-20. Как проводить вечерю, если мы вышли из официальной церкви АСД. Какое правильное Библейское понимание того, что происходит с церковью Божьей и с нами, как частью этой церкви?
(смотреть с 01:57:20 минуты)
5. Когда Христос родился на земле, что осталось у него от Сына, рожденного в начале, что осталось на небе от Него?
(смотреть с 02:34:05 минуты)
6. Какого храма Иоанн не увидел на небе? (Откровение 21:22)
(смотреть с 02:40:03 минуты)
скачать видео
скачать аудио версию
Не забудьте поделиться с другими:
Благословит вас Господь. Все понятно и легло на сердце. И открыли истину, а это самое важное.