Верующих часто интересует, что говорил Павел в 11 главе первого послания к Коринфянам, а именно зачем покрывать женщине свою голову покрывалом, нужно ли вообще это делать сейчас в современном мире? В основном вопрос этот звучит так: разве не говорит апостол однозначно, что жена должна быть с покрытой головой, проявляя в этом покорность Богу? Должна ли женщина покрывать голову? Слушала баптистского проповедника, и он так убедительно на стихах сказал и показал, что надо покрывать голову. Мой муж прослушал его и тоже пришел к убеждению, что надо покрывать. Но сомнения все равно остались.

Содержание показать

Сложность в применении библейского текста к сегодняшней жизни христианина

Применение библейского текста и приложение его к практической жизни христианина — это всегда вопрос большой ответственности. Это вопрос, который может решить судьбу человека или даже вопрос жизни и смерти.

Вспомним, например, историю про Давида и Голиафа. Филистимляне собрали свои войска для войны. Из филистимского стана выступил единоборец по имени Голиаф. Все Израильтяне были в страхе. Что сделал Давид? Давид отпустил руку свою в сумку, взял оттуда камень и бросил из пращи. Попал Голиафу в лоб и он упал лицом на землю. Тогда Давид подбежал и наступил на филистимлянина. Взял меч его из ножен его и отсек ему голову.

Да, конечно, Давид действовал по вдохновению Божьему! Но если сегодня кто-то, увидев, что кто-то поносит имя Бога, открыто и рьяно хулит Бога, взял бы и применил этот библейский текст. Вооружился бы камнем и убил ненавистного врага. Нет, конечно, сегодня мы так не поступаем. Говорим, что сейчас время другое.

Пример важности исторического контекста

Приведем другой пример:

И взял себе Ровоам в жену Махалафу, дочь Иеромофа, сына Давидова, и Авихаиль, дочь Елиава, сына Иессеева, и она родила ему сыновей: Иеуса и Шемарию и Загама. После нее он взял Мааху, дочь Авессалома, и она родила ему Авию и Аттая, и Зизу и Шеломифа. И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ибо он имел восемнадцать жен и шестьдесят наложниц и родил двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей. И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ибо он имел восемнадцать жен и шестьдесят наложниц и родил двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей. (2Пар.11:18-21)

Допустим сегодня христианин захотел иметь двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей, что же в этом плохого? Дети — цветы жизни, мы говорим. Но одной жене будет трудновато родить 88 детей. Если, допустим, рожать каждые 12 месяцев одного, чтобы перерыв был небольшой, то это с 18 лет до 106 каждый год нужно рожать. Практически это неосуществимо, но можно взять библейский текст и применить его, взять себе 18 жен и 60 наложниц. Мы вновь говорим, что мы так не поступаем, потому что временной, исторический контекст не тот!

Мнения по вопросу ношения покрывал женщинами

Только при внимательном исследовании обнаружится истина. Вопрос покрывал для головы в основном касается покрытия женских голов.

Что я обнаружил. В интернете кочует с сайта на сайт, с форума на форум порядка двух десятков комментариев на 11 главу первого послания к Коринфянам. Основными, наиболее часто цитируемыми на сайтах и форумах, я выделил следующих комментаторов: Крейх Киннер, Ричард Эверид, Говард Винтерс, Джон МакАртур,  Сергей Санников, Павел Бегичев, комментарии Лопухина и в печатном издании у меня для прочтения был комментарий адвентистов седьмого дня.

Довольно широкая палитра специалистов-исследователей. И видно, что мнения всех этих исследователей разделились. Часть комментариев ЗА ношение покрывал, но пожеланию самой женщины, часть утверждений, что ее волосы — это ее же естественный покров и покрывала не нужны, часть за строгое соблюдение буквы, что жена должна быть покрыта и точка. Комментарий АСД утверждает, что женщины Коринфской церкви должны были себя покрывать, но это был лишь вопрос той традиции, того времени и того места, к которому обращается Павел, для современности он не актуален.

Апостол Павел — пример для христианина

Вопрос о покрывалах в принципе не сложный, если разобрать весь контекст от большого до малого. А после попытаться осмыслить главную идею апостола Павла в его жизни и служении. Потому что Павел прекрасный христианин, избранный сосуд для благовестия Божьего. И нам есть чему поучиться у этого человека! Он большая глыба христианской мысли, чувств, пути, опыта. Он не просто философ, он очень подвижный, любящий практическую жизнь христианин. «Горе мне, если не благовествую», — говорил он.

Главная цель его жизни — уподобиться Христу и научить этому других.

Вопросы к большому контексту по нашей теме

Давайте посмотрим Священное Писание и посмотрим на большой контекст, который охватывает период времени от сотворения до Нового Завета. Какие вопросы мы поставим этому большому контексту:

  • Когда появилось покрывало на головах людей?
  • Что такое вообще покрывало?
  • Если все-таки его носили в те времена, нужно было его носить постоянно или нет?
  • Являлось ли покрывало частью одежды или головного убора?
  • Для каких целей оно использовалось?

Контекст в книге Бытие по вопросу покрывал

Начнем с книги Бытие: И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Быт.2:25)

Мы видим Эдемский сад — мужчину и женщину без покрова. Они не стыдились, потому что все было в порядке. Слава Божья покрывала их.

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Быт.3:7)

Они согрешили. Свет Божьей славы отошел от них, и они увидели, что наги и сделали опоясания. Зачем они им были нужны? Прикрыть свой стыд, наготу.

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. (Быт.3:21)

Разве в этих стихах сказано что-то о покрывалах для головы? Нет, но сказано, что эти одежды были сделаны Самим Господом. Почему мы сегодня не носим такие кожаные одежды? Ведь они сделаны и одобрены Самим Господом. Почему у нас сегодня, как у мужчин и женщин, костюм, брюки, юбки, — никаких кожаных хитонов мы не носим. Почему не применяем этот библейский текст в нашей сегодняшней жизни?

Потому что в случае с Адамом и Евой мы учитываем временной и культурный контекст.

Контекст в пятикнижии Моисея

Давайте заглянем в книгу Исход:

И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне. (Исх.28:2-5)

Об одежде многое сказано в Пятикнижии. Какой она должна быть и как ее одевать. Например:

Священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их. (Лев.16:4)

Уже видим, что не кожа, а лен, — и это было повеление Господа.

Важен ли исторический и культурный контекст?

Мы сегодня не носим эти священнические одежды, потому что это была одежда священников. Но ведь в Новом Завете сказано:

Но вы — род избранный, царственное священство… (1Пет.2:9)

и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему… (Откр.1:6)

То есть мы названы царями и священниками, но все равно почему-то не носим одежды священников. А все потому, что мы опять усматриваем исторический и культурный контекст.

Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. (Иоан.19:23)

Почему мы сегодня, все братья, не воспользуемся тем, чтобы подражать Христу даже в одежде? Можно сказать, что нет такого повеления. Но ведь нам, как христианам, нужно во всем уподобится Господу. Почему бы и не в вопросе одежды? И вновь все потому, что мы усматриваем исторический и культурный контекст.

Почему тогда при чтении первого послания к Коринфянам, особенно по части покрывал для женщин, исторический и культурный контекст куда-то выпадает?

Давайте будем справедливыми и честными исследователями Библии. И если уж что-то применять в практической христианской жизни, то иметь на это твердое основание из Слова Божьего. Во-первых, понимание, как и зачем это нужно делать. Во-вторых, иметь здравый смысл.

В чем цель одежды и покрывала?

Нам хорошо известно, что послужило к потопу: бесстыдство, распутство, развращенность, многоженство стали преобладающими в жизни людей.

тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. (Быт.6:2)

Мы не знаем точно, были ли покрыты покрывалом дочери человеческие или нет. Скорее нет, чем да. Всю их красоту можно было рассмотреть. И сыны Сифовы на эту красоту попались. Может быть оно было и лучше, если бы они были ими покрыты, сыны Сифа может так бы и не увидели всей красоты, но не написано по этому поводу. Далее мы видим, пришел потоп.

После потопа, как и после грехопадения, мы встречаем наготу и покрытие. Я эти события, конечно, не связываю. Но просто по контексту так идет. Написано, что Ной выпил вина, опьянел, как и Ева вкусила запретный плод и «опьянела», и стал нагой, как и Ева.

Сыновья Ноя, кроме Хама, который смеялся над отцом своим, пошли и покрыли наготу отца своего.

Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. (Быт.9:23)

Это еврейское слово «куца» или «коса» означает покрывать, скрывать, утаивать, быть покрытым. В Септуагинте стоит слово, обозначающее окутывать, обволакивать, закрывать со всех сторон. Что они выразили этим покрытием? Во-первых, почтение к своему родителю, но и отношение к самой наготе, в смысле что она должна быть прикрыта. То есть здесь вырисовывается, что одежда и покрывала нам служат для покрытия наготы. Это цель одежды и покрывала — покрывать наготу или какую-то часть тела, например, голову.

Три эпохи Библейского времени

Почему я так рассматриваю вопрос одежды? Потому что он обязателен к рассмотрению в нашем контексте, т. к. с течением времени и сменой определенного стиля в жизни и культуре менялся и внешний вид. 

Какая одежда была предпочтительной в Библейские времена? Она делится примерно на 3 периода:

  1. Библейская эпоха. Время от Моисея до Ездры, примерно полторы тысячи лет до 450 лет до н.э.
  2. Эпоха Талмуда. Простирается от 450 лет до н.э. до разрушения второго Храма в 70 г. н.э.
  3. Послеталмудическая эпоха. От 70г.  н.э. по 500 г. н.э.

Исследуя и изучая этот вопрос, будем часто обращаться к цитатам из энциклопедических статей, исторических справок и материалов.

Коротко об одежде в трех эпохах

Рекомендация
Рекомендую вам к прочтению статью из еврейской энциклопедии под названием «Одежда».

Библейская эпоха.

Библия называет одежду словами бегед, левуш, малбуш, ксут. Упоминаются разные виды одежды: короткая нательная мужская и женская рубаха и так далее.

Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду. (Быт.37:3)

О головных уборах, принятых у евреев в этот период, известно очень мало.

Эпоха Талмуда.

Талмуд видит в одежде не только средство для прикрытия наготы, но и признак сана и общественного положения человека: хорошая одежда возвышает его дух; по ней судят о его достоинстве. Законоучители советуют: «Ешь меньше, чем позволяют средства, а одевайся по средствам».

«Обычная одежда этой эпохи — нательная рубаха без рукавов и панталоны, поверх которых надевались еще рубаха типа халата — халлук (буквально — гладкая одежда) и штаны, а затем верхний плащ; обувь — кожаные или деревянные сандалии или башмаки».

Послеталмудическая эпоха.

«Одеяние еврея должно быть пристойным и скромным, следует воздерживаться от ношения роскошных и дорогостоящих одежд. Одежда женщины, как и весь ее внешний вид, должна быть скромной. Замужней женщине запрещается появляться на людях с непокрытой головой.»

Мы видим, что замужней женщине запрещается появляться с непокрытой головой на людях. И это в послеталмудическую эпоху, то есть примерно с 70-го года нашей эры. Приблизительно как раз то время, когда апостол Павел писал свое послание. Его датируют примерно около 54-57 года н.э. Вполне можно предположить, что обычай покрывать голову женщинам в общественных местах уже существовал в то время.

Покрытие головы мужчинами по еврейским традициям

Еврейская энциклопедия имеет отдельную статью, которую частично процитирую.

«Покрытие головы требуется еврейской традицией от мужчины как знак смирения перед Богом, от женщины как проявление скромности в присутствии мужчин. В Библии не содержится требования, чтобы мужчина или женщина покрывали голову, кроме особых случаев. Согласно библейскому описанию (Исх. 28:4, 37, 40 и др.), первосвященник носил кидар, а остальные священники — головной убор иного рода (мигбаат). В целом же покрытие головы и закрытие лица считалось знаком траура или стыда:

А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали. (2Цар.15:30).

Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущенные, они покрывают свои головы. Так как почва растрескалась от того, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы. (Иер.14:3-4)»

«В библейские и талмудические времена покрытие головы, частичное закрытие лица таллитом (облачение в иудаизме, прямоугольное покрывало, которое закрывало часть лица и плечи), особенно во время молитвы, считалось выражением благоговения и трепета перед Божественным присутствием. Головной убор ученых, как и других уважаемых лиц, рассматривался как свидетельство их высокого положения.

Покрытие головы неженатым мужчиной считалось проявлением дерзости. На древних изображениях евреи, как правило, представлены с непокрытыми головами».

«Согласно Талмуду, покрытие головы мужчиной было необязательным. Французские и испанские раввины средневековья рассматривали покрытие головы во время молитвы и изучения Торы только как обычай, некоторые из них сами молились с непокрытой головой.

Покрытие головы как выражение страха Божьего постепенно распространилось среди ашкеназских раввинов, следовавших в этом за вавилонскими учеными. Они рассматривали покрытие головы в повседневной жизни лишь как достойный обычай, а не как обязательное правило. Тем не менее, среди традиционного еврейства хождение с непокрытой головой считалось неподобающим легкомыслием, и поэтому со временем подверглось запрету».

Покрытие головы женщинами по еврейским традициям

В библейские времена женщины, видимо, нередко покрывали голову платком или накидкой, что считалось признаком особой скромности.

«Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее.

оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их. (Ис.3:17)

и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие. (Чис.5:18)

В талмудические времена женщины всегда покрывали голову. Некоторые аггадические источники объясняют этот обычай стыдом и чувством вины женщины за грех Евы.

«Мужчина имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась простоволосой на улице.

Девушка могла не покрывать головы до замужества, однако в некоторых сефардских общинах покрытие головы было обязательно и для девушек.

Благочестивые женщины покрывали голову не только на улице, но и дома. Однако строго обязательным для женщин покрытие головы было лишь в публичных местах или в присутствии постороннего мужчины, это стало обычаем, принятым во всех еврейских общинах.»

Вот так на этот вопрос отвечает еврейская традиция.

Подведем итог использования покрывала в древности

Рекомендация
Для интересного путешествия в мир одежды, я могу предложить вам книгу, которая называется «История в костюмах от фараона до денди» А. Блейс.

Мы с вами увидели, что в древности покрывало использовалось для прикрытия наготы, для соблюдения приличий, для выражения скромности и уважения. Приведем простой пример:

При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась. (Быт.24:63-66)

То есть до этого момента она была не в покрывале, но когда она узнала кто идет к ней, раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась. Что она показала этим покрытием? Соблюдение приличий, выражение скромности и уважения.

В основном покрывало на головах людей появилось в еврейской традиции в талмудическую и в постталмудическую эпоху. То есть будем говорить около 450 лет до нашей эры до 500 лет нашей эры стали усиленно продвигать этот обычай покрывать голову. Сегодня только в традиционных еврейских общинах покрывают головы женщины.

Нужно ли было постоянно носить покрывало? Нет, не нужно. И для каких целей использовалось оно? Мужчины из горя покрывали лица свои, женщины  из скромности.

Какую одежду носили древние греки

Посмотрим еще шире, еще дальше на этот большой контекст в мире одежды нееврейской традиции.

Перейдем  ко времени соединения двух больших культур — греческая и римская. То есть это время близкое ко времени Нового Завета, к жизни Иисуса Христа и первых апостолов. В частности мы посмотрим на вопрос одежды и головного убора.

Приведем несколько цитат из книги А. Блейс.

«Древнегреческая одежда. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме. Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он цельно шился, его не выкраивали, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.

Женская одежда была — очень узкий хитон, длинная юбка и короткая кофта без рукавов (в разделении костюма на две части — лиф и юбку — сказывалось влияние крито-микенской культуры)».

Одежда жителей римской империи

Ну и одежда римской империи. Все знают, это была «тога», что для женщин, что для мужчин.

«Лен, шелк, — все это подчеркивало пластику, грацию, то есть все прелести римлянина и римлянки должны были быть на лицо. В Риме, как и в Греции, практически отсутствовали прически, головные уборы. Римляне-мужчины, например, вплоть до III века до нашей эры все носили длинные волосы и бороды. Но затем стало модным стричься и гладко бриться или носить небольшие завитые бородки.

У римлян, как и у греков, не было обычая покрывать голову. Головные уборы надевали только жрецы и судьи. В непогоду они накидывали капюшон или часть тоги. Что касается причесок, то прически римских женщин были очень сложными. Головные уборы женщин были такими же как и у гречанок, круглые шапочки, очень маленькие, в основном серебряные сеточки. Украшения у римлян были — плющ, мир, роза, фиалка, венки из живых цветов вплетали в очень узкие повязки, украшенные жемчугом, золотом, драгоценными камнями и т.д.»

Этот текст напоминает, как писал апостол Павел Тимофею:

чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. (1Тим.2:9-10)

Знатные римлянки отличались всегда особым пристрастием к украшениям, индийский жемчуг, работы из золота, шейные цепочки, ожерелья, кольца, браслеты, диадемы, зеркала, пудра, белила, гребни, шпильки, румяна, помада, духи, то есть все, что может украсить женское тело.

Коринф — город двух культур

Город Коринф был город двух культур, как минимум, греческой и римской, помимо этого он был портовым городом. А культура портовых городов сильно отличается от культуры какого-либо тупика или страны, или даже города без доступа к морю, куда никто не приезжает, где никто никому не нужен, где скука и серость. В Коринфе не было скучно и серо. Развлечения были на весь вкус шикарной, вульгарной, развратной и безбожной жизни.

Об одежде мы сказали несколько слов — это внешнее  проявление. А какая философия преобладала в Коринфе в то время? Если вы немного копнете эту тему, то увидите, что это было эпикурейство, скептицизм и стоицизм.  Это яд для христианства. Эпикур утверждал, что все наши действия должны быть подчинены наслаждению, человек и его чувства являются основными критериями морали. Сегодня это очень нравится этому миру.

В общем почва для посева евангельских семян была нелегкой. Но сеять было нужно.

Коринф славился вопиющей безнравственностью

В мире сегодня есть целые индустрии, целые города, которые посвящены индустрии развлечений, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Амстердам, Лас-Вегас и т.д. Там игры, фильмы, компьютеры, очень легкий образ жизни, игорный бизнес и т.п. В Коринфе была тоже масса подобных развлечений. Там был целый храм и тысяча гетер при этом храме. Свободолюбивые женщины становились подругами жизни для очень многих любовников и поклонников. А это только в храме, а вне храма в разы больше.

В первом веке христианской веры Коринф был одним из главных городов не только Греции, но и всего мира, его шумные улицы заполняли греки, иудеи и римляне, а также путешественники из разных стран, занятые делами и развлечениями, а поскольку город был крупным торговым центром, расположенном на пересечении всех дорог Римской империи, в нем обязательно следовало воздвигнуть памятники Богу и Его истине.

Среди иудеев, проживающих в Коринфе были Акила и Прискилла, которые впоследствии стали известны, как верные служители христовы, познакомившись с этими людьми, Павел остался у них.  В самом начале своих трудов в этом торговом городе Павел на каждом шагу  сталкивался с серьезными препятствиями, почти все горожане были идолопоклонниками, особенно почитавшими Венеру и служение этой богине сопровождалось различными непристойными обрядами и церемониями, ибо коринфяне даже среди язычников славились вопиющей безнравственностью. Казалось они не думали, не заботились ни о чем, кроме сиюминутных наслаждений и увеселения.(Е.Уайт 'Деяния Апостолов, гл. Коринф')

Ни на минуту они не заботились о вечности, а наоборот каждую минуту они заботились о получении сиюминутных наслаждений и увеселения.

Апостол Павел приходит в Коринф

После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним, и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. (Деян.18:1-5)

Он убеждал иудеев и эллинов, рассказывая о Христе, проповедуя Евангелие, но организацией общины ничего не заканчивается. Уверовавшие после проповеди Павла должны были учиться постигать Слово Божье, находить новые смыслы жизни, бороться с искушениями, побеждать грехи и постоянно возрастать в познании благодати Божьей.

Коринфская группа, к несчастью, была самая проблемная у апостола. Он понимал свою ответственность за нее, поэтому хотел ей самого наилучшего. В письме видно, какие проблемы будоражили церковь: склоки, суды между братьями, безнравственность не в квадрате, а даже в кубе наверное, то есть страх потеряли практически все, и женщины и мужчины. Что хуже и печальнее всего, этот запах, смертоносный на смерть, разлетался по всему Коринфу.

Какая главная идея, принцип апостола Павла в его жизни и служении

Как наставить этот народ на чистоту евангельской истины? Что им написать, как же высказать им все то, что хочется сказать? Да высказать так, чтобы правильно поняли! Ведь извратят же, как пить дать, извратят… Скажешь одно, а подумают другое, сделают же третье. Как объяснить плотским людям духовные глубины? Вот о чем переживал апостол, думая, как написать братьям и сестрам в Коринф.

Как было в начале сказано, что вопрос о покрывалах, зачем покрывать голову женщине, не сложный, если разобрать все контексты от большого до малого, а потом попытаться осмыслить главную идею апостола Павла в его жизни и служении. Этот его принцип записан в этом же послании:

Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных, для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона, для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. (1Кор.9:19-24).

Христиане не должны быть источником соблазна для других

Павла беспокоят высокодуховные истины о том, что Иисус Христос приобрел нас Своей кровью. О том, что Христос оставил небо и жизнь Свою положил, чтобы спасти как можно большее число людей. А тут спорят, кто больше, кто крещен, унижают друг друга, оскорбляют, судятся друг с другом, на богослужении ведут себя не культурно. Но что хуже всего — подают соблазн тем, кто вокруг. О последнем Павел говорит перед самой 11 главой (но вы знаете, что изначально деления на главы не было, это был один цельный свиток).

Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись (1Кор.10:32-33).

Выше контекст говорит, что они много говорили об идоложертвенной пище, «не буду есть мясо, чтобы не соблазнить, и вы не будьте соблазном». Во всех вопросах христианской жизни нельзя быть соблазном для других, ибо, кто соблазнит одного из малых сих, говорит Христос, тот недостоин будет Царства Божьего. Понятно, что всем не угодишь. Но искать этой возможности нужно, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

Что же хотел сказать апостол Павел в первых трех стихах 11 главы?

Со всем этим опытом, который накопило христианство к тому времени, мы можем посмотреть в 11 главу. Павел видел, какие нужды были у церкви. Не раз Павел говорил о том, чтобы подражали ему, как он Христу.

Будьте подражателями мне, как я Христу. (1Кор.11:1)

Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. (1Кор.4:16)

Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. (Фил.3:17)

Вернемся к 11 главе первого послания к Коринфянам:

Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. (1Кор.11:2)

Предание или передача учения, то есть то, чему я вас научил, учение мое.

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. (1Кор.11:3)

Это принцип данный Богом. Бог установил, что мужчина должен быть благоразумным главой для женщины, не унижать ее, не  превозноситься над нею. Но с другой стороны, не обожествлять ее, иными словами, не делать из нее бога.

Некоторые усматривают в этом тексте (1Кор.11:3), что Павел говорит только замужним женщинам. Но слово «жена», в греческом языке, означает «женщина», — любая женщина. Если отнести этот текст к замужней женщине, то получается Христос — глава только женатому мужчине, но мы знаем, что это не так, любому мужчине глава Христос.

О чем нам говорят 4, 5 и 6 стихи?

Продолжим разбирать 11 главу, на очереди 4 стих:

Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. (1Кор.11:4)

Получается, что мужчине предпочтительнее не толковать Слово с покрытой головой и не молиться с покрытой головой, потому что написано, что он постыжает таким образом свою голову.

И всякая жена (женщина, взрослая, замужняя или незамужняя, вдова, мать, жена или супруга), молящаяся (обращаться с молитвой) или пророчествующая с открытою (незакутанный, непокрытая голова, без покрывала) головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая (стриженная или обритая голова). (1Кор.11:5)

Чтение текста следующее: женщина молящаяся или толкующая Писание, объясняющая волю Бога, обращающаяся к народу со Словом Божьим с непокрытой головою бесчестит свою голову. В этом стихе нет вопроса, нет предположения, а стоит утверждение.

Почему женщине во времена Павла было стыдно ходить остриженной?

Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. (1Кор.11:6)

В этом стихе разваливается аргументация тех, кто говорит, что волосы даны женщине вместо покрывала. Павел говорит и обращается к тем, у кого уже есть длинные волосы. Ведь зачем стричься уже остриженной женщине? Сегодня мужчины и женщины не могут поставить знак равенства между волосами и покрывалом. Волосы как образец, как подобие покрывала.

Павел продолжает свою призывную речь, к чему она обращена? К женскому стыду, он говорит, благодаря чему женщине может стать стыдно. Почему ей может быть стыдно от того, что она будет острижена или обрита? Потому что Коринф был город особых развлечений и гетеры были в Коринфе, все как на подбор, либо стриженные, либо бритые, — их легко можно было отличить по стрижке.

Если женщина не хочет показать свою приверженность к скромности, уважению к духовным вещам, тогда пусть стрижется, потому что ее поведение, в таком случае, слишком раскрепощенное и необузданное, как и у этих остриженных девушек.

Павел говорит о поведении женщин при нахождении на общественном служении

Отметим, что апостол Павел говорит о покрытии головы преимущественно на общественном служении. (Это мое мнение, считайте, что я так понимаю).

Женщина у сковороды на плите, в домашних делах, да и может быть в общественных делах каких-то, необязательно должна носить покрывало. Потому что из текста видно, что он говорит «молящаяся жена» и «толкующая Слово», «пророчествующая». Об этом очень важно сделать замечание, потому что сегодня те, кто ратует за ношение покрывал, одевают покрывала женам везде, где только можно. Из библейского текста этого вынести нельзя. Может это и хороший обычай в какой-либо семье, но в тексте этого нет. По контексту можно увидеть, что речь идет об общих собраниях, потому что он пишет в этой же главе в 18 стихе:

Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. (1Кор.11:18)

Павел объясняет и говорит, что этот обычай не лишен смысла, обычай уважения, скромности и смирения.

Павел говорит о любви и уважении друг друга

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ (подобие)  и слава (репутация, блеск, сияние, яркость) Божия; а жена есть слава мужа. (1Кор.11:7).

Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. (1Кор.11:8-9)

Мужчина не был создан ради женщины, но женщина ради мужчины, как звучит этот текст. Женщины, будьте рады и благодарны Богу, что Он нашел правильным дать Адаму спутницу и помощницу. Мужчины, Священное Писание учит, любить своих жен и не быть к ним суровыми. Они есть ваша слава, уважайте женщин, поддерживайте их, ибо они помощницы в жизни вашей, так устроено Богом.

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. (Кол.3:18-19)

Павел говорит, что мы созданы друг для друга. Не унижайте друг друга, помогайте и любите друг друга, в этом настоящее христианство. Павел хочет, чтобы они были христианами от всей души, от всего сердца.

Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. (1Кор.11:11-12)

Смысл этих стихов показать, что мы получаем жизнь от Бога, но друг без друга мы не можем даже произойти. Здесь не стоит вопрос только в иерархии. Некоторые берут тексты и говорят: раз ты произошла от меня, будешь носить, будешь покрывать, будешь ходить так и делать вот так.

Павел говорит, вы всё получили от Бога, вы все произошли от Бога, уважайте и любите друг друга.

Правильный перевод десятого стиха

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. (1Кор.11:10)

В греческих списках нет слова «своей», нет слова «знак» и нет слов «над нею». Эти слова были добавлены. Получается, что переведен греческий оригинал неверно. Без этих слов текст будет звучать так: «Посему жена должна иметь на голове власть для Ангелов».

В греческом подстрочнике написано так: «Ради этого женщина должна иметь власть на голове ради ангелов».

Буквально в тексте стоят такие слова: По причине этого; быть должным, задолжать, иметь долг, надлежать; И КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО здесь означает не столько ВЛАСТЬ, сколько возможность делать что-либо, право на что-либо, получение полной свободы делать что-либо. То есть по причине того, что женщине (я добавляю, как и мужчине, так и всему разумному творению) дано право выбора, женщина должна сама решать — покрывать ей голову или нет.

По причине всем нам данной власти, человек должен сам решать, нужно ему это делать или нет. Это касается всех вопросов жизни христианства, включая покрытие головы.

Женщину и мужчину можно обличить, можно наставить, пристыдить. Писание говорит:

И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью. (Иуд.1:22-23)

Но имеем ли мы право заставлять кого-либо что-то делать? Не имеем! И Павел именно об этом и говорит.

Имеем ли мы право заставлять кого-либо что-то делать?

Любовь можно вызвать только любовью. Если подчинение будет через насилие, это будет подчинение из страха, а не из любви. Сегодня очень часто мужчины делают жизнь женщин очень горькой, обижают, заставляют, насилуют ее совесть и душу, лишают данных ей прав во Христе. Апостол говорит, что так делать нельзя. Он говорит, что женщине надлежит (она должна), имея право выбора, сама решать, что ей делать со своей головой.

Апостол Павел как бы говорит: я привожу пример, рассказываю историю творения, я рассказываю это, захожу с этой стороны, но она должна сама решить, делать ей это или нет, покрывать ей голову или нет. Я убеждаю, — говорит Павел, — что это будет прилично, хорошо, что ты живешь в Коринфе, где, посмотри, как ходят! Где все полураздетые, полуголые, где непонятно как ходят христианки! Вы должны отличаться от этого мира! Поэтому вы постыжаете свою голову, когда делаете так или так, но право выбирать дано вам, вы должны сами решить нужно вам это или нет.

Ради ангелов небесных, которые не приемлют насилие и служат Богу исключительно по любви, не нужно, братья и мужья, заставлять женщин что-либо делать, включая и вопрос покрывал. Нельзя в христианстве прибегать к насилию, унижать и заставлять человека делать что-то, даже если он это делает неправильно.

Как понимать верно 15 и 16 стихи?

Павел до конца доводит свою мысль, что женщине все же прилично покрывать во время молитвы и пророчества голову, и приводит иллюстрацию:

Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа (естество) учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь (слава, блеск, величие), так как волосы даны ей вместо (взамен, подобие) покрывала?. (1Кор.11:13-15).

Если мы используем слово «вместо», тогда у нас получается конфликт с 6 стихом. Там Павел говорит, что если женщина не хочет покрываться, то пусть стрижется. Он говорит тем,  кто уже с длинными волосами, значит волосы не равно покрывало. Самый логичный и контекстуальный верный перевод здесь этого слова «подобие». То есть длинные волосы у женщины являются подобием покрывала. Все очень просто, ничего не запутано. Другими словами, апостол Павел говорит: женщины, обратите внимание на свои волосы, они вам даны наподобие покрывала.

Павел предупреждает, чтобы не было разделений, пересудов, давления, пусть женщина сама решит, что ей приличней, что она будет делать с этим.

А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. (1Кор.11:16)

Павел говорит, что он уже все объяснил, — открыл принципы, показал на примерах. И сколько бы человек не спорил, не состязался (скептик он или еще кто-то), Павел говорит, я все уже сказал, это не изменит ни убеждений моих, ни ситуации. Нет у нас такого обычая кому-то что-то навязывать, с кем-то спорить, мы просто проповедуем истину. Сами решайте, нужно вам это или нет. Ни мы, проповедники, ни люди в церквах Божьих не будем ломать вас через колено, — сами рассудите, вы же люди рассудительные.

Краткий итог наших рассуждений

Подведем небольшой итог. От сотворения мира до, примерно, первого Пришествия Иисуса Христа покрывала для головы использовались, но для мужчин, как знак скорби. А в талмудические времена, как знак почтения Богу, а для женщин как признак особой скромности. Не заповедь, не закон, а признак особой скромности.

Ситуация с Коринфом нам понятна, там особый культурный контекст. Но и там ношение покрывала не заповедь, не закон, а признак особой скромности. Павел советует, рекомендует и говорит об этом, наставляя женщин, чтобы они так делали. Да и сегодня наша одежда и наш внешний вид, а также отношения друг к другу должны выражать христианские принципы.

Сегодня, как и тогда, не нужно никого заставлять делать что-то. Человек, будь-то мужчина или женщина, имеет право выбора и должен сам решать, что ему делать, как например покрывать голову или не покрывать, но читая историю, читая Священное Писание, мы должны делать правильный выбор и принимать правильное решение.

Пусть доброе семя евангельской истины и простоты, прорастет в нашем сердце, чтобы мы с пониманием и уважением относились друг к другу во всех вопросах, включая и этот вопрос: Нужно ли и зачем покрывать голову женщине покрывалом?


Ответы на вопросы 14.03.2017 Вопрос о покрывалах

Скачать видео/Скачать аудио


Не забудьте поделиться с другими:


Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о