Самые Важные Знания. Тема №64 «Понять жестокость Бога»

Как нам понять и совместить в своем разуме характер Бога? Который, с одной стороны, не пожалел Своего Единородного Сына ради людей и отдал Его на смерть и мучения; а с другой стороны, отдавал приказания на уничтожения целых народов, причем и женщин, и стариков, и детей.

Мы должны это понять. Хотя все исчерпывающие ответы на свои вопросы спасенные получат в 1000-летнем царстве, но все же и ныне мы можем найти в Писании ответ на этот животрепещущий вопрос. Человеку очень трудно любить всем сердцем Того и доверять всецело Тому, Кого не знаешь, не понимаешь, а еще, что хуже всего, боишься. И как уразуметь возникающее противоречие, что, несмотря на все повеления Божьи относительно уничтожения детей, Писание уверяет нас в том, что:

…Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. (1Иоан.1:5).

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1Иоан.4:8).

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. (1Иоан.4:18,19).

Содержание показать

Простой, но абсолютно неправильный способ разрешения противоречия

Многие христиане довольно таки странно разрешили возникшее противоречие, касающееся характера Божьего. Они придумали двух Богов — Бога Ветхого завета, это Бог Отец, жестокий Бог, карающий без милосердия; и Бог Нового завета — Иисус, Бог добрый и милосердный.

Своим братьям и сестрам по вере, а так же новообращенным в их веру, такие христиане рекомендуют читать только Новый завет, а Ветхий отбросить как устаревший. Такая позиция некоторых успокоила, но правдива ли она?

В свете Библии эта теория не выдерживает никакой критики. К Кому побуждал Иисус Своих последователей обращать свои молитвы? Говоря языком вышеупомянутых верующих к «злому Богу» и еще при этом считать Его своим Отцом?

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое. (Матф.6:9)

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. (Иоан.14:13).

Более того, ведь именно Этот, как считают многие христиане, «злой» Бог Ветхого завета и возлюбил мир, отдал Своего Сына на муки и смерть ради спасения всех грешников:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоан.3:16).

Тексты разрушающие ложную теорию о злом и добром Богах

И это еще далеко не все тексты раскрывающие лживость теории относительно «злого» Бога Ветхого завета и доброго Бога Нового завета. Христос сказал о том, что не только Он любит людей, но и Бог Отец испытает к людям те же нежные чувства любви.

Христос, Которого христиане посчитали добрым Богом Нового завета, не пришел для того, чтобы открыть нам Себя, Он пришел для того, чтобы Своей жизнью в плоти человеческой открыть нам Бога Отца.

То есть Того Бога, о Котором многие христиане отзываются как о «злом» Боге Ветхого завета.

И Христос явил нам во всей полноте Своей жизнью характер Бога Отца:

…Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. (Иоан.14:10).

Я открыл имя (характер, положение, интересы, желания, дела) Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. (Иоан.17:6).

Если кто-то, читая это, допустит мысль в свое сердце, что возможно Бог изменился с сурового на доброго, то эта мысль не имеет под собой библейского обоснования, ибо в Слове Божьем четко сказано:

Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь…. (Мал.3:6).

Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться…. (Чис.23:19).

Значит, все же нужно отвергнуть ложные заявления о как бы «злом» Боге Ветхого завета и «добром» Нового завета и найти в Слове Божьем ответ на вопрос, относительно кажущихся противоречий в характере Господа.

Чтобы понять, как любящий Бог, не пожалевший Своего Сына ради спасения людей в Новом завете, мог повелевать уничтожать целые народы, включая и детей, в Ветхом завете, нам нужно знать, в Кого мы уверовали:

уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. (1Пет.1:21).

…Ибо я знаю, в Кого уверовал… (2Тим.1:12).

Еще одно противоречие в Библии для читающих поверхностно

Исследуя Библию, мы с вами часто сталкиваемся с труднообъяснимыми ситуациями, описанными в ней, в которых не только поступки людей, их слова, но чаще всего поступки и слова Бога и Его Сына кажутся нам не совсем верными, противоречащими нашей совести, нашему пониманию добра и зла. Например, слова Иисуса:

…если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. (Лук. 14:26).

Как Сын Божий, Который учит всех важности соблюдения закона Божьего, вдруг, вопреки 5-ой заповеди, говорит о том, что те, кто хочет быть Его учеником, должны возненавидеть свою мать, то есть ту, что родила и вырастила тебя? Возненавидеть жену, с которой ты одна плоть, и она  мать твоих  детей? Возненавидеть детей — свою часть. Тех, кому в своей любви к ним ты даруешь всего себя, свои силы, свою жизнь?

Во многих людях, особенно еще в не отдавших свое сердце Богу, эти слова вызывают внутренний протест. Что это за религия такая, в которой нужно возненавидеть самых близких тебе людей, даже мирские этому не учат. И в результате: одни из них заявляют, что этот призыв Христа к «жестокости» по отношению к своим родным дает им право не становиться христианами; а другие, наоборот, из-за этих слов разрушили семьи, стали аскетами ради Бога и Его требований, говоря, что так сказал Иисус, Сын Божий.

Если человек что-то не понимает, он этому противится

Некоторые идут дальше в устранении от своих родных, приводя и другие слова Христа:

…другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. (Матф. 8:21, 22).

Этими мягко сказать странностями и кажущимися противоречиями преизобилует Новый завет не меньше, чем Ветхий. Ведь разве не странно то, что Сам Иисус, ответивший Своему последователю на просьбу похоронить своего отца: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов», Сам, заботясь о Марии на кресте, сказал Иоанну:

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. (Иоан.19:26,27).

Этими противоречивыми «странностями», которые нам трудно понять, преизобилует и Ветхий завет, в котором мы можем прочитать об обманутом пророке, которого свернул с дороги лжепророк. После чего истинного пророка убил лев, а ложный остался живым.

Почему так сурово и как бы несправедливо? Где Божья милость? Мы не понимаем этого, а что мы не понимаем, мы зачастую и не принимаем, а что мы не принимаем, тому мы противимся, а чему мы противимся, то мы начинаем осуждать.

А ведь это были деяния Господа. Осуждая их, мы осуждаем Господа. Вот почему для нас жизненно необходимо научиться понимать действия Божьи.

Как правильно понять деяния Бога?

Почему любящий весь мир Бог дает повеление уничтожить целый народ, и женщин, и детей? Это, пожалуй, самый наболевший вопрос для многих прочитавших об этом в Библии. Эти повеления Божьи вступают в конфликт с нашим пониманием справедливости и добра. Многих это притыкало и притыкает.

Они говорят: «Бог жесток, и те, кто исполнял Его жестокие поручения, так же жестоки, как и Он». Что можно сказать на подобное обвинение? Действительно, в Библии описаны ситуации, которые будоражат наше сознание и вступают в противоречие с нашей совестью. Но поверьте, что все эти ситуации могут быть поняты и объяснены в истинном свете только тогда, когда мы научимся правильно понимать и видеть духовными глазами тот дух, что сокрыт в написанных словах. Если мы этого не делаем, то мы обречены на неверное понимание Писания.

Я убежден — все деяния Божьи не противоречат Его характеру, обозначенным словами «Бог есть любовь». Все без исключения деяния Господа, это деяния Его любви к Своему творению, даже те, в которых Бог повелевает кого-то лишить жизни. И если мы этого не понимаем, то проблема не в Боге, а в нас, в нашей недальновидности и в отсутствии у нас той полноты информации, которой обладает Всеведущий Бог:

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. (Ис. 55:8, 9).

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. (1Кор. 2:14).

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих… (Прит. 3:5-7).

Чтобы понять Бога, нужно смиренно учиться у Него, а не пытаться своими советами учить Его. Господь откроется любому человеку, смиренно ищущему истину.

Деяния Давида — раба по сердцу Божьему

Давайте исследуем с вами одну библейскую историю, которая так же, с первого взгляда, вступает в конфликт с нашей совестью. На примере этой истории и связанной с ней текстами мы увидим, к чему ведет непослушание Богу, Его повелению совершить наказание какого-то народа.

Эта история связана с Саулом, нечестивым царем и с его, как будто бы милосердным деянием. И с непонятными деяниями Божьего слуги, того, о ком Бог высоко отзывается, говоря, что он во всем был послушен Ему, речь идет о Давиде. То есть в деяниях Давида мы увидим Божью волю, Божьи деяния:

…а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими. (3Цар.14:8).

… Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином. (3Цар.15:5).

Господь настолько высоко оценивает деяния Давида, что Давид рассматривается в Писании, как прообраз Христа, а царство Давида как прообраз царства Христа:

И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки. (Иез.37:23-26).

Библейский пример деяний Давида, шокирующих на первый взгляд

…по смерти Саула, когда Давид возвратился от поражения Амаликитян и пробыл в Секелаге два дня, вот, на третий день приходит человек из стана Саулова; одежда на нем разодрана и прах на голове его. Придя к Давиду, он пал на землю и поклонился ему. И сказал ему Давид: откуда ты пришел? И сказал тот: я убежал из стана Израильского. И сказал ему Давид: что произошло? расскажи мне. И тот сказал: народ побежал со сражения, и множество из народа пало и умерло, и умерли и Саул и сын его Ионафан.

И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему: как ты знаешь, что Саул и сын его Ионафан умерли? И сказал отрок, рассказывавший ему: я случайно пришел на гору Гелвуйскую, и вот, Саул пал на свое копье, колесницы же и всадники настигали его. Тогда он оглянулся назад и, увидев меня, позвал меня. И я сказал: вот я. Он сказал мне: кто ты? И я сказал ему: я — Амаликитянин. Тогда он сказал мне: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне. И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения; и взял я венец, бывший на голове его, и запястье, бывшее на руке его, и принес их к господину моему сюда.

Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча. И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему: откуда ты? И сказал он: я — сын пришельца Амаликитянина. Тогда Давид сказал ему: как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня?

И призвал Давид одного из отроков и сказал ему: подойди, убей его. И тот убил его, и он умер. И сказал к нему Давид: кровь твоя на голове твоей, ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: я убил помазанника Господня. (2 Цар. 1:1-16).

Давид показывает нам истинные качества Божьего характера

Из текстов, прочитанных выше, нам становится понятно, что это были деяния угодные Богу, хотя и выглядят шокирующе.

Этот случай как раз-то и связан с поднятыми выше нами вопросами несправедливого уничтожения людей по воле Божьей. Эта история прольет свет на деяния Господа, которые нам кажутся жестокими.

Давид, муж по сердцу Бога, по воле Божьей убил человека, который не сделал ему никакого зла, который исполнял просьбу умирающего Саула. Несправедливо? За что? Почему? Прав ли Давид в данной ситуации или нет?

По-человечески, Давид должен быть рад смерти Саула. Саул преследовал его, хотел ни за что убить и это было несправедливо. Саул явно был несправедлив к Давиду. К тому же Саул был отступником от Бога. И поэтому то, что случилось — есть справедливый Божий суд.

Теперь путь к трону открыт, Бог выполнил Свое слово. Воздай славу Богу и радуйся. Давид мог рассуждать так: ведь я же предупреждал Саула, что Бог Сам тебя накажет и моей руки на тебе не будет, — вот исполнение моих слов. Нужно поблагодарить вестника за добрую весть.

Но Давид поступил иначе, не так как возможно поступили бы мы, опираясь на свои размышления. И Бог его деяния не осудил. Почему? Потому что Давид своими деяниями отразил характер Господа.

Своими поступками Давид показывает, что хотя Саул хотел его убить и считал Давида своим врагом, сам Давид не хотел его убивать. Он не желал смерти своему врагу. Давид хотел быть другом Саулу, как он был другом Ионафану, к тому же Давид и Саул породнились женитьбой Давида на младшей дочери Саула. В Давиде видны качества Божьего характера.

Бог желает для каждого из нас вечной жизни

Хотя люди возмутились и восстали против Бога, и убили Его Единородного Сына, Бог все равно продолжает изливать благодать на этот греховный мир и дарить спасение Свое через Христа:

потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. (2Кор.5:19,20).

Бог по-прежнему не желает никому смерти, даже тем, кто идет против Него и Его народа, Он жаждет вечной жизни для каждого:

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. (2Пет. 3:9).

Песня Давида о Сауле и Ионафане

Давид был с Богом в тесных отношениях, он был водим Духом Божьим. Иначе он не смог бы так хорошо отражать Божий характер и быть прообразом Христа. Скорбь Давида о смерти Саула была глубокая, но Давид не добрее Бога, он лишь частично отражает Божий характер. И если несовершенный человек так скорбит о смерти своего врага, то как же жалко Господу людей противящихся истине. Ведь Он отдал ради их спасения Своего Единородного Сына на страшные муки с риском потерять Его навсегда.

После смерти Саула и Ионафана, Давид написал в память о них плачевную песню, где высказывается о них в возвышенных словах:

Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были. (2Цар. 1:23).

Этой песней Давид научил весь народ тому, чтобы добрая память о Сауле и Ионафане жила в веках, а не худая молва, что Саул пал за свое беззаконие, что в принципе было правдой:

Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он и умертвил его, и передал царство Давиду, сыну Иессееву. (1Пар. 10:13, 14).

Давид заострял свое внимание не на плохом, а на том добром, что есть в человеке. В плачевной песне Давида и в его отношении к Саулу мы видим лишь прообраз характера Божьего, но между прообразом и образом огромная пропасть, как между ягненком (прообразом Христа) и самим Христом.

Бог ищет в нас хоть что-то доброе

Господь ищет в нас нечто доброе, чтобы через это связаться с нами и спасти нас. Но в грешном человеке доброго мало, потому Господь за доброе в нас считает просто доверие к Нему:

Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. (Гал.3:6).

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. (Мар.9:23).

Господь среди разврата во дворце Иеровоама, увидел дитя и успокоил его до славного воскресения, так как из всех живущих при дворце только в нем было нечто доброе:

Встань и иди в дом твой; и как скоро нога твоя ступит в город, умрет дитя; и оплачут его все Израильтяне и похоронят его, ибо он один у Иеровоама войдет в гробницу, так как в нем, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом Богом Израилевым. (3Цар. 14:12, 13).

Господь милует Свой отступивший народ, если в нем есть хоть что-то доброе:

И когда он (Ровоам) смирился, тогда отвратился от него гнев Господа и не погубил его до конца; притом и в Иудее было нечто доброе. (2Пар.12:12).

Как не вспомнить Содом и Гоморру, Господь готов был пощадить, если в них найдется 10 праведников:

…Он сказал: не истреблю ради десяти. (Быт.18:32).

Бог не уничтожает народ полностью, если в нем есть хотя бы десять праведников. Это важная деталь, когда мы говорим об уничтожении народов.

По аналогии с Лотом, если в народе есть меньше 10-ти праведников, то перед уничтожением Бог их выводит. Вспоминайте пример Раав и ее семьи.

Если есть нечто доброе в нас, хоть какая-то надежда на наше освящение, то Бог будет делать все возможное, чтобы спасти нас для вечности.

Давид плакал о Сауле и Ионафане. Христос плакал над Иерусалимом — мятежным городом, над теми, кто распнет Его. В Гефсимании Он плакал за все человечество — за нас с вами, невзирая на наши грехи и сегодняшнее отношение к Нему. Таков Бог, таким явил нам Его Сын.

Понять Бога могут лишь те, кто подобно Ему умеют любить

Увы, многие люди, текст, который я сейчас приведу, понимают не до конца правильно:

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1Иоан. 4:8).

Вы понимаете, что правильно познать деяния Бога, в том числе и те, что  нам могут казаться жестокими и несправедливыми, могут лишь те, кто научился подобно Богу любить. Вы не ослышались, осуждают деяния Бога те, кто так и не познал, что такое истинная любовь и почему в Своей безграничной любви Бог вынужден был поступить так, как Он поступил.

Разве наказание родителями детей за грехи свидетельствует о том, что они не любят своих детей? Разве любовь во вседозволенности?

Кто такие Амаликитяне и каковы их поступки?

Давайте уразумеем действия Давида по отношению к Амаликитянину, принесшему ему весть о смерти Саула. В действиях Давида нам открываются действия Бога. Давайте вместо осуждения, в смирении пред величием и мудростью Бога, уразумеем Его действия. Чтобы это понять, необходимо узнать: кто такие Амаликитяне?

Это потомки Исава:

Фамна же была наложница Елифаза, сына Исавова, и родила Елифазу Амалика. Вот сыновья Ады, жены Исавовой. (Быт. 36:12).

…старейшина Корей, старейшина Гафам, старейшина Амалик. Сии старейшины Елифазовы в земле Едома; сии сыновья Ады. (Быт. 36:16).

Они проживали между Синайским полуостровом и юго-западной частью Палестины до границ с Египтом и Аравией (Чис. 13:30; Чис. 14:25, 1Цар15:7).

Едва только Израильтяне перешли через Чермное море, выйдя из Египетского рабства, Амаликитяне напали на них в пустыне Рефидим сзади и побили тех из них, кто был слаб, стар, устал, т.е. стариков, женщин, детей, хотя для этого не было никакого повода:

Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога. (Втор.25:17,18).

Это была банда. Они действовали подобно шакалам, убивая слабых, и это притом, что они видели столп облачный и огненный, ведущий Израильтян. Но они все равно пошли против Божьего народа, они пошли против Бога, причем Бога своего прародителя Исава. То есть они отреклись от живого Бога, хотя имели познания о Нем.

Обижал ли их Господь до этого момента? Была ли нужда у Амаликитян в том, чтобы атаковать Израиль? Разве Израиль захватывал землю у Амалика? Нет. И если Амаликитянам захотелось повоевать, то почему бы не поступить по закону чести и не вызвать на бой воинов? Почему нужно подло исподтишка убивать ослабевших от пути, то есть женщин, стариков и детей.

Свой справедливый приговор Амаликитянам Бог откладывал очень долго

Вердикт Бога справедлив:

И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. И устроил Моисей жертвенник и нарек ему имя: Иегова Нисси. Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род. (Исх. 17:14-16).

Заметьте, что это Бог сказал только после кощунственных действий Амаликитян, но даже этот приговор откладывался. Бог давал им шанс покаяться, и отменил бы решение, если бы они покаялись, но они этого не сделали:

Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. (Иер. 18:7,8).

В дни Судей Амаликитяне вместе с Еглоном, Моавитским царем, нападали на Израиль, опустошая его территорию:

Он собрал к себе Аммонитян и Амаликитян, и пошел и поразил Израиля, и овладели они городом Пальм. И служили сыны Израилевы Еглону, царю Моавитскому, восемнадцать лет. (Суд.3:13,14)

Эти тексты показывают, что время идет, над Амаликитянами висит приговор Божий, но они вместо покаяния продолжают заниматься убийствами и грабежами. Проходит еще немного времени и они с Мадианитянами мародерствовали и грабили Израильтян в дни Гедеона:

Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу. (Суд.6:3-6).

Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря. (Суд.7:12).

Изменились за 800 лет благодати Амаликитяне?

Только спустя 400 лет после нападения Амаликитян на Израиль, Бог дал повеление Саулу истребить этот народ:

И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. (1Цар.15:1-3).

Если к этим 400 годам добавить еще 400 лет, что Израиль был в рабстве в Египте:

И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. (Быт.15:13).

То получится 800 лет, и еще более 50 лет от рождения Амалика у сына Исава, когда Иаков, брат Исава, жил в Ханаане до того, как ушел к Иосифу в Египет. Получается более 800 лет благодати этому народу.

Сколько поколений Амаликитян сменилось за это время? Очень много. А что изменилось в их жизни? В их духе? В их отношении к Богу, к людям? Амаликитяне забыли, что предки их, Исав и Иаков, Авраам, — поклонялись живому Богу. Они оставили Бога и стали убивать своих родственников, тех, кто служит Богу, подобно Каину, убившему Авеля. Нетрудно догадаться, какой дух управлял этими людьми:

Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. (1Иоан. 3:10-12).

В каких случаях Бог вынужден истреблять народ?

Саул как бы проявил сострадание и пожалел царя Амаликитян – Агага. Он рассуждал так же, как многие сегодня христиане, говоря, что уничтожение народов по приказанию Бога это жестоко, нужно проявлять милосердие, Бог не прав в Своих решениях:

Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили». И тогда Бог сказал: «жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил… (1Цар. 15:10, 11)

Почему же Бог милости, любви и прощения вынес этот суровый приговор смерти? Ведь Господь есть Бог любви. Да, но разве Он не явил Свою любовь этому народу на протяжении более 850 лет. А что в них изменилось? Ничего, никакого покаяния. И вы позже в этом убедитесь.

Подразумевает ли любовь Божья полное согласие с грехом и попустительство в беззаконии? Нет. Разве Сам Сын Божий, Которого многие ошибочно противопоставляют Богу Отцу, считая Его добрее Бога Отца, не сказал, что любовь Его, Христа, также не подразумевает безнаказанность:

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. (Матф.25:41).

Бог знает конец от начала. И если Он после проявленной милости к грешникам, не приведшей к изменениям, говорит об их истреблении, то это только потому, что они уже никогда не покаются и не изменятся.

Амаликитяне подобны допотопные людям в своем упорстве

Так было и с допотопным миром, ему было дано 120 лет особой милости, во время которой звучали призывы Ноя к покаянию, но что мы видим? Покаяние? Нет. И потому последовало уничтожение:

Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. (Быт.6:11,12).

И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде (поколение) сем. (Быт.7:1).

И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. (Быт.7:21,22).

Давид делает то, что не сделал Саул

В подтверждение тому, что Амаликитяне безнадежны и не исправляются с течением времени, свидетельствует случай произошедший с женами и детьми Давида и его друзей. Пока Давида и его воинов не было в городе Секелаге, Амаликитяне, воспользовавшись тем, что в городе одни женщины, дети, слабые и беззащитные люди, окружили город и разграбили его, сожгли, а женщин и детей увели в рабство:

В третий день после того, как Давид и люди его пошли в Секелаг, Амаликитяне напали с юга на Секелаг и взяли Секелаг и сожгли его огнем, а женщин и всех, бывших в нем, от малого до большого, не умертвили, но увели в плен, и ушли своим путем. И пришел Давид и люди его к городу, и вот, он сожжен огнем, а жены их и сыновья их и дочери их взяты в плен. И поднял Давид и народ, бывший с ним, вопль, и плакали, доколе не стало в них силы плакать. (1Цар.30:1- 4).

Опять то же самое, что было 400 лет назад: нападение на слабых с целью грабежа и обращения слабых в рабство, это их стиль жизни, это их характер:

И он повел его; и вот, Амаликитяне, рассыпавшись по всей той стране, едят и пьют и празднуют по причине великой добычи, которую они взяли из земли Филистимской и из земли Иудейской. (1Цар. 30:16).

Поэтому Бог говорит о Амаликитянах, что Давиду следует их настичь и наказать, то есть сделать то, что не сделал Саул в свое время:

И вопросил Давид Господа, говоря: преследовать ли мне это полчище, и догоню ли их? И сказано ему: преследуй, догонишь и отнимешь. (1Цар. 30:8).

Вторая книга Царств начинается со слов:

По смерти Саула, когда Давид возвратился от поражения Амаликитян и пробыл в Секелаге два дня. (2Цар. 1:1).

Давид действует в рамках послушания Богу, послушания завету. Не так, как Саул, оставивший царя Агага в живых, оставивший грех, оставивший главного из них. 

Что было неправильным в поступке Саула?

Это все прообразы, а главный враг Бога и творения — это диавол. Саул посчитал, что Бог ошибся в том, что Агага нужно уничтожить, что это бессердечное решение Бога. Саул посчитал, что в уничтожении Амалика Бог неправ, как многие сегодня считают, что Бог не прав повелевая уничтожить те или иные народы. Саул своим поступком показал, что он «умнее» Бога. Саул превознес свой разум над Божьим разумом:

…так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим. (Иез. 28:2).

Саул, движимый духом диавола, оставил в живых царя Амаликитян, также движимого духом диавола. Подобное тянется к подобному.

Оставление жизни этому народу, хулившему постоянно Дух Божий, грозило гибелью всего народа Божьего. Бог это видел, а Саул нет, ибо не был движим Духом Божьим, а находился под влиянием духа сатаны.

К чему привело непослушание Богу?

В этом проблема многих читающих Библию, в их ограниченности, недальновидности, многие в духовной жизни не видят дальше своего носа и движимы в суждениях своих не Божьим Духом.

Благодаря этой истории, где показано непослушание нечестивца Саула Богу в вопросе уничтожения нечестивых амаликитян и последствия этого непослушания, мы получили с вами возможность узреть, к каким опасным последствиям для истины и народа Божьего может привести непослушание верующих из-за их недальновидности.

Прошло время, и Израиль в дни Артаксеркса и Есфири едва не был истреблен, потому что Аман добился издания указа об истреблении всех Иудеев по всей Мидо-Персидской державе. Аман — это потомок Амаликитян, которых пожалел Саул, и жалеют сегодня многие христиане, читая Библию, сидя дома в тепле и на удобном диване.

А вот, если бы те народы, которые Господь сказал истребить в свое время, остались бы жить, то неизвестно, что было бы с христианством, да и выжил ли бы Израиль среди этих народов и смог ли тогда прийти Христос, ведь Он по плоти родился от Иудеев. Бог знает будущее всех народов и каждого человека:

Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось… (Ис. 46:10).

Если спасти нечестивых, то они будут делать тоже самое

Вы думаете, Богу, как Отцу, не жалко такие народы? Богу тоже их жалко. Он скорбит о них, но они уже не реагируют на влияние Его Духа. Они полностью во власти диавола и этим они определили свое будущее. Диавол не может дать жизни, это только то, чем обладает Господь. Отвергнув в лице Бога и Его истины саму жизнь, они обречены на смерть. И это истина как Ветхого, так и Нового завета:

Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти. (Прит.14:27).

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. (Иоан.3:36).

И потому Бог, зная это, чтобы спасти тех, кто любит добро, любит правду, вынужден уничтожать тех, кто любит диавола и служит ему в истреблении, добра правды и любви.

Бог истреблял и истребит плевелы и сорняки во имя жизни пшеницы. Когда Христос придет на Землю, и нечестивые погибнут, — это будет единственным средством спасения истины Божьей в человечестве. Ибо нечестивые будут истреблять праведников и издадут декрет о смерти:

И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. (Откр. 13:15).

Если спасти нечестивых, то они на новой земле будут творить то, что привыкли делать, то есть зло и беззаконие, ибо этим злом являются уже они сами, а не только дьявол:

Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. (Ис. 26:10).

Это подтвердят сами же нечестивые своими действиями, когда воскреснут после тысячелетия:

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы… и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. (Откр. 20:7, 8).

Какими они умерли — ненавидящими Бога и Его детей — такими и воскресли.

За что Давид убил Амаликитянина?

Амаликитянин приходит к Давиду: кланяется ему — в знак уважения; в разодранной одежде – в знак великой скорби:

вот, на третий день приходит человек из стана Саулова; одежда на нем разодрана и прах на голове его. Придя к Давиду, он пал на землю и поклонился ему. (2Цар.1:2)

И начинает излагать факты. И не просто факты. Он надеется, что Давид, как и все обычные люди, ненавидит своего врага, преследователя и конкурента на трон, и поэтому отблагодарит его за «добрую весть» о смерти Саула, а также за участие его, Амаликитянина, в этом благородном деле. Ведь это он убил Саула и принес царский венец:

И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения; и взял я венец, бывший на голове его, и запястье, бывшее на руке его, и принес их к господину моему сюда. (2Цар.1:10).

Амаликитянин не побоялся убить помазанника Божьего, а потом стал этим еще и похваляться.

Давид убил его не за национальность, то есть за то, что он Амаликитянин, Давид не был националист и не действовал с предубеждением. Давид отдал приказ убить его за его поступок:

И призвал Давид одного из отроков и сказал ему: подойди, убей его. И тот убил его, и он умер. И сказал к нему Давид: кровь твоя на голове твоей, ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: я убил помазанника Господня. (2Цар.1:15,16).

Амаликитянин действовал расчетливо, он хотел заработать очки в глазах Давида на убийстве Саула, чтобы заработать высокое положение при новом царе. Давид был возмущен такой «помощью и заботой», в том, чтобы добить умирающего, и не принял подобной благодарности.

Он видел, что перед ним хитрый и расчетливый человек, убийца Божьего помазанника. Амаликитянин сделал то, на что имеет право только Бог — забрать жизнь, когда считает нужным. Сам Давид не посягнул на жизнь Саула — помазанника Божьего, хотя и сам был помазанником Божьим.

Какой дух в Давиде, а какой в Амаликитянине?

В духовной войне все не так просто, как кажется на первый взгляд, ведь в прообразе, царь-помазанник — это символ Мессии, Царя, Помазанника Божьего, то есть Христа. Амаликитянин был одного духа с теми, кто спустя столетия распял Иисуса, а потом у креста еще и глумился над умирающим. И дал приказание перебить голени умирающего, чтобы быстрее добить, а в довершении пронзил копьем бок. И это вместо сочувствия и поддержки страдальцу. Это дух сатаны. Дух Божий, проявляющий себя в детях Божьих, он иной:

Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение. (Прит. 24:11).

Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив»?… Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез. 18:23,32).

Дух, которым движим Давид — это Божий Дух; дух которым движим Амаликитянин — это дух сатаны. Этот контраст очень заметен. Давид оплакивает смерть Саула, а Амаликитянин добивает Саула и еще этому радуется, распространяет эту весть и желает еще что-то с этого иметь. Амаликитянин действовал так, как действовал его народ во все времена. Он сын своего народа, он одного с ним духа, он убийца слабых и беззащитных. И делает он это без милосердия, ради собственной выгоды.

Амаликитянин лжет от начала до конца

И это еще не все. Зададимся вопросом: Что представитель этого народа делал на поле сражения? Его ответ: он случайно там оказался. Случайно ходил по полю битвы и случайно взошел на гору:

И сказал отрок, рассказывавший ему: я случайно пришел на гору Гелвуйскую, и вот, Саул пал на свое копье, колесницы же и всадники настигали его. (2Цар.1:6).

Амаликитянин говорит, что Саул пал на свое копье, и колесницы филистимлян и всадники настигали его. У него не было времени, не было выхода. Саул просит: убей меня, — и он убивает, забирает корону и свободно уходит с поля боя, и все это он успевает сделать при настигающих всадниках. Какой же герой, и какой молодец! Как же ему удалось убежать пешком от всадников? Прыткий какой-то!!!

Все, что он говорил — была ложь, и его разодранная одежда, в знак скорби, — тоже. Библия говорит, что филистимляне после победы пошли на поле боя лишь на следующий день после сражения, а не сразу, и только тогда они нашли Саула мертвым:

Так умер в тот день Саул и три сына его, и оруженосец его, а также и все люди его вместе. Израильтяне, жившие на стороне долины и за Иорданом, видя, что люди Израилевы побежали и что умер Саул и сыновья его, оставили города свои и бежали, а Филистимляне пришли и засели в них. На другой день Филистимляне пришли грабить убитых, и нашли Саула и трех сыновей его, павших на горе Гелвуйской. И отсекли ему голову, и сняли с него оружие и послали по всей земле Филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу. (1Цар.31:6-9).

Вы видите, как важно замечать каждую деталь в Слове Божьем, благодаря этим деталям мы получаем полную картину того, что тогда происходило. И это помогает нам понять каким духом были движимы участники того или иного события в прошлом.

Что не учел в своей самонадеянности Амаликитянин?

Амаликитянин лгал ради своей выгоды. Он пришел на поле битвы раньше филистимлян, для того чтобы в духе своего народа заняться мародерством. Он ходил среди убитых и раненых, ища того, кого из мертвых и раненых можно ограбить. Грабить беспомощных — это привычное дело для Амаликитян.

И вот, занимаясь своим обычным делом, Амаликитянин и нашел Саула. Извращенный ум подсказал ему, что грабить мертвых и жить награбленным — это хорошо, но намного лучше и хитрее войти в доверие к Давиду и всю жизнь жить в достатке при царе, да еще ходить в героях.

Он так надеялся, что Давид его возвысит за убийство своего врага Саула и за принесенную корону. Но одного не учел хитрый Амаликитянин, что Давид был движим Духом Божьим. Бог, Которому Давид неизменно служил, дал Своему преданному слуге четкое понимание того, кто стоит перед ним и как с ним поступить.

Только Бог может показать нам, кто стоит перед нами

Дорогие мои друзья, поверьте, что если мы будем иметь тесное общение с Господом, то Он даст нам четкое понимание того, с кем мы говорим и кто стоит пред нами, дар различения духов:

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. (1Иоан.4:1).

Это особо актуально для нашего последнего времени:

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей. (1Тим.4:1,2).

Сегодня это так актуально, когда вслед за отвержением истины об одном Боге Отце и Его Сыне Иисусе Христе начинают и далее отвергать незыблемые столпы библейской веры, такие как небесное святилище и следственный суд, святость субботы от захода солнца, и не по луне ее определять, истинность пророческого дара Елены Уайт и др.

Бог может и хочет помогать нам сегодня, и в том, чтобы мы не были обмануты ложными духами. Но для этого не нужно самим разбивать ту ограду истины, которой Он окружил Свой народ.

Ибо, если мы останемся без этой ограды-защиты, то нас ждет духовный крах, разочарование и погибель вечная. Иисус Христос во всем был верен Богу Отцу, и потому Бог Своим Духом постоянно руководил Его жизнью. Сам Бог присутствовал в Его жизни:

как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. (Деян.10:38).

Благодаря этому влиянию Духа Божьего Он знал, что в человеке, и не вверял себя в руки тех, кто мог под влиянием диавола пытаться сорвать план спасения:

Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке. (Иоанн. 2:24, 25).

Только движимый духом Божьим человек спасен будет

Господь очень желает, чтобы Его народ был движим Божьим Духом, ибо только в таком случае мы будем видеть, кто перед нами: искренний христианин или лицемер. И мы будем знать как с ним поступить. Мы будем знать, каковы их намерения, чтобы знать строить или разрушить отношения с таковыми, ведь это вопрос нашего спасения.

Только движимый Духом Святым человек не будет обманут диаволом и спасется. Допусти Давид ошибку и рядом с ним находился бы лукавый человек, который бы творил свои дела за спиной Давида, думая лишь о своей корысти, а не о деле Божьем, прикрываясь авторитетом и властью царя. Как же опасно иметь при себе таких лицемеров-советчиков.

Библия говорит:

Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. (Прит.28:21).

Давид с Амаликитянином поступил мудро, потому что Бог вразумил его, и потому царство Давида стояло крепко и является прообразом вечного царства Христа.

Некоторые выводы из сегодняшней темы

Давайте сделаем несколько обобщающих выводов из этой темы, ибо сказано было немало. Многие христиане исследуют Библию не с открытым для Духа Божьего сердцем, из-за этого они делают неверный вывод о характере Бога и Его делах. Особенно читая Ветхий завет, который является наглядностью того, что Бог совершит в Новом завете в свое время, а это выгодно диаволу, посеять мысль в умах людей, что Бог жесток.

Бог не жесток, Он никогда не позволит человеку умереть, если есть хоть какой-то шанс его спасти. Он делал все возможное, чтобы спасти допотопный мир. Дал время до срока и еще срок 120 лет, и все было тщетно: «зло во всякое время», и потоп остался единственным средством спасения человечества от полного истребления грехом.

Господь давал более 800 лет благодати Амаликитянам, но они не изменились, добивали слабых с целью мародерства. «Добрый» Саул, не уничтожив их, этим едва не погубил народ Божий в дни Есфири, а с этим поставил под угрозу весь план спасения.

Бог знает, кого можно оставить в живых, а кого нет. И Его решение не нужно оспаривать, пропускать через свое греховное сознание. Волю Божью нужно понимать и принимать, а не оспаривать. Спор с Богом ни к чему хорошему не приведет.

Взгляните на Голгофу, там во всей полноте открыт Божий характер — Бог есть любовь. Он желает спасти всех нас. Смерть Иисуса является ответом на спорный вопрос, каков Бог?

Обман все равно будет открыт

И еще вывод. Обман рано или поздно откроется. Невозможно обманом войти в Царство Божие и иметь расположение Христа, как пытался Амаликитянин обманом войти в общество Господне и иметь расположение Давида. О спасенных сказано:

И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. (Откр. 14:5).

Обман диавола относительно жестокости Бога так же откроется. Как мы уже отмечали в предыдущих темах, что вся вселенная, включая и наказанных Господом во все времена, после тысячелетнего царства и после того, как им представлены будут все доказательства любви Божьей к ним, а также то, как они эту любовь отвергли, признают:

…ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои. (Откр.16:7).

Выводы о жестокости Бога происходят не от духа Божьего

Уместно было бы сказать всем верующим о том, чтобы они никогда не торопились озвучивать свои выводы относительно жестокости Бога. Потому что эти выводы не от Духа Божьего, они противоречат библейской истине и не находятся в полной гармонии со всеми текстами, открываемыми в Священном Писании.

И самое главное, этот ложный вывод противоречит тому откровению о характере Божьем, которое принес нам грешным Божий Сын Иисус. О том, какое откровение о Боге Отце Он принес нам, хорошо написал любимый ученик Христа Иоанн:

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. (1Иоан.1:5)

Я думаю, что вы без труда понимаете, что свет в данном случае означает добро, правду, любовь, святость, а тьма — это зло, ложь, ненависть и грех. Бог не злой, Бог есть любовь, но любовь, истинная любовь, не подразумевает вседозволенность. Настоящая любовь знает, к чему приведет вседозволенность, а потому, зная, спешит не допустить полного уничтожения сотворенного мира. И вот тот, кто не понял этого откровения о Боге, что Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы, о таком апостол Иоанн пишет:

Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. (1Иоан.1:6).

Если человек, общаясь с Иисусом, с Тем, Кто Единственный во всей полноте знает Бога Отца и пришел Его явить людям во всей полноте, и явил Его во всей полноте, продолжает, читая Ветхий завет и повеления Божьи об уничтожении грешников, говорить, что это несправедливо и жестоко, то тот человек не имеет общения с Христом, не познал Бога и находится еще во тьме, а не во свете. Чем это грозит? Это грозит остаться без прощения грехов и погибнуть:

если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1Иоан.1:7).

Очень важно для нас правильное понимание Божьего характера

И именно такие «милосердные люди» и будут убивать истинных последователей Христа в наше время, подобно Каину, который считал кровную жертву ягненка для Бога слишком жестоким повелением, а сам без сострадания убивает своего брата. О таких милосердных Христос сказал:

…наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. (Иоан.16:2,3).

Только правильное понимание характера Божьего, явленного Сыном Божьим, дает грешнику твердую гарантию, что Кровь Иисуса Христа очистит Его от всякого греха, в том числе и от греха искаженного понимания характера Бога Отца.


Самые Важные Знания Тема № 64 «Понять «жестокость» Бога»

Скачать видео / Скачать аудио


Не забудьте поделиться с другими:


Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные Обратные Связи
Просмотр всех комментариев