Очень многие, даже искренне верующие люди, читая притчу о богаче и Лазаре, уверены, что эта притча на все 100% подтверждение их веры в бессмертие души и послесмертного райского блаженства или наказания в аду. Но давайте позволим Библии объяснять саму себя и проведем библейское исследование или толкование данной притчи о богаче и Лазаре.
Правила для исследования и понимания Библии
Простые правила для исследования и понимания библейских текстов:
- Библия сама себе не противоречит.
- Библия сама себя объясняет.
- Истина понимается в свете простых и однозначных текстов.
- Сложные и неоднозначные тексты должны пониматься в свете простых и однозначных текстов.
- Притчи нужно понимать как притчи.
Итак запомним, что слово Божье и волю Божью необходимо понимать с помощью простых и однозначных текстов; во-вторых, быть осторожными со сложными двусмысленными текстами; и, в-третьих, не пытаться рождать из двусмысленных текстов доктрину, не посмотрев на них в свете простых текстов.
Автор у всей Библии Бог. Бог не меняется и не противоречит Себе. Господь может поменять форму изложения, но не саму суть вещей и не сам принцип.
Что говорит Библия о воздаянии
Давайте посмотрим, что
Библия говорит о воздаянии. Когда праведные и нечестивые получат воздаяние? И многие из спящих в прахе земли пробудятся,
одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление
. (Дан. 12:2).
Только после пробуждения людей из праха земного одни получат вечную жизнь, а другие поругание и посрамление. Это простой однозначный текст.
Самому Даниилу было
сказано: А ты иди
к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце
дней
.(Дан. 12:13). Мы видим, что
простые однозначные тексты говорят нам о том, что воздаяние, как праведным, так
и неправедным, будет только в конце дней и только после вознесения мертвых.
Христос говорит о том, что воздаяние Божье будет только
при втором Его Пришествии. Но Он не учит, что это будет сразу после смерти: И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги
сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть
еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се,
гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его
.
(Откр. 22:10-12).
Апостол Павел пишет так о героях веры, которые почили в Господе:
Другие испытали поругания и побои, а также узы и
темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от
меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам
и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли
совершенства
. (Евр.11:36-40). Итак, апостол Павел говорит, что умершие в вере раньше люди не могут без
живых достигнуть совершенства в раю. Интересно также, что и живые не достигнут
прежде мертвых этого совершенства. Ибо
сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия
Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при
гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут
прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках
в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте
друг друга сими словами
. (1 Фесс. 4:15-18).
Апостол Павел говорит, что при втором Пришествии Христос идет с воздаянием, спящие во прахе пробуждаются и вместе с живыми восхищаются к Господу. Иными словами, воздаяние происходит одновременно для живых и воскресших из мертвых и только при втором Пришествии Христа. Но до этого мертвые спят во прахе земли смертным сном и никто из них не получает воздаяние — в ад или рай.
Как же гармонична и
красива общая картина Божьей истины: человек умирает, остается в прахе (не
важно праведный или нечестивый), и только при втором Пришествии Христос идет с
воздаянием (решением суда). Он воздает каждому по делам его. Пробуждаются
мертвые — одни на поругание и посрамление,
другие для жизни вечной. И как написано: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем
порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его
.(1Кор.15:22-23).
Павел не ожидал воздаяние от Господа сразу же после своей смерти. Он говорит, что готовится ему венец, но получит его он и все, возлюбившие Господа, только в день явления Иисуса Христа. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его
. (2Тим.4:6-8).
Мертвые возвращаются в прах
До этого события все
мертвые лежат в прахе. Точнее, стали прахом. Потому что, когда Адам и Ева
согрешили, то приговор, который Господь вынес Адаму и в его лице всему
человечеству, звучал так: В поте лица
твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят,
ибо прах ты и в прах возвратишься
. (Быт.3:19).
Прах — это уже не
личность. А потому мертвые ничего не
знают, не разумеют и не говорят. Как говорил царь Давид: Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
(Пс.6:6). Молитва царя Изекии: Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть
восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только
живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою
.
(Ис.38:18,19). Т.е. мертвые не могут прославить Господа, не могут
радоваться спасению, только живой человек может прославить Бога.
Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и
уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и
ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем,
что делается под солнцем
. (Еккл. 9:5-6)
Все, что может рука твоя делать, по силам делай;
потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания,
ни мудрости
. (Еккл. 9:10)
иди к своему концу и упокоишься для восстания и получения своего жребия в конце времени.
Как нужно понимать притчи
Как же воспринимать притчу Иисуса Христа о богаче и Лазаре, учитывая, что оно с виду как бы противоречит другим библейским текстам? Вспомним правило — Библия сама себе не противоречит! Если история о богаче и Лазаре не была бы притчей, а была бы учением Иисуса Христа по типу нагорной проведи, то тогда, конечно бы, это существенно меняло бы положение дел; но отметим особо — речь идет о притче!
Что такое притча? Значение слова «притча» по словарям:
- Толковый словарь Ефремовой: Иносказательное повествование с нравоучительным выводом
- Толковый словарь Ушакова: Рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение.
Значение слова «иносказательный» — Заключающий в себе другой, скрытый смысл, скрытый намек.(Толковый словарь Ушакова)
Получается, что притча — это поучение, которое сказано для того, чтобы понять какой-то скрытый намек. Но не для того, чтобы все, что было в ней сказано, понимать буквально. Это иносказание, преследующее своей целью пояснить то, что непонятно, скрыто от понимания людьми.
Если не понять эту особенность притчи, то тогда воспринимая все в ней буквально, человек придет к страшным заблуждениям.
Если воспринимать притчи буквально
Вот, что у нас получится, если притчи воспринимать не как иносказание, а буквально. Прочтите очень внимательно следующий библейский текст.
Авимелех, сын Иероваалов, пошел в Сихем к братьям
матери своей и говорил им и всему племени отца матери своей, и сказал: внушите
всем жителям Сихемским: что лучше для вас, чтобы владели вами все семьдесят
сынов Иеровааловых, или чтобы владел один? и вспомните, что я кость ваша и
плоть ваша. Братья матери его внушили о нем все сии слова жителям Сихемским; и
склонилось сердце их к Авимелеху, ибо говорили они: он брат наш.
И дали ему семьдесят сиклей серебра из дома
Ваалверифа; Авимелех нанял на оные праздных и своевольных людей, которые и
пошли за ним. И пришел он в дом отца своего в Офру и убил братьев своих,
семьдесят сынов Иеровааловых, на одном камне. Остался только Иофам, младший сын
Иероваалов, потому что скрылся. И собрались все жители Сихемские и весь дом
Милло, и пошли и поставили царем Авимелеха у дуба, что близ Сихема. Когда
рассказали об этом Иофаму, он пошел и стал на вершине горы Гаризима и, возвысив
голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает
вас Бог!
Пошли некогда дерева помазать над собою царя и
сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой,
которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? И сказали
дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли
я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали
дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала
им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли
скитаться по деревам? Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй
над нами. Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем
над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из
терновника и пожжет кедры Ливанские
.
Итак смотрите, по истине ли и по правде ли вы
поступили, поставив Авимелеха царем? И хорошо ли вы поступили с Иероваалом и
домом его, и сообразно ли с его благодеяниями поступили вы? За вас отец мой
сражался, не дорожил жизнью своею и избавил вас от руки Мадианитян; а вы теперь
восстали против дома отца моего, и убили семьдесят сынов отца моего на одном
камне, и поставили царем над жителями Сихемскими Авимелеха, сына рабыни его,
потому что он брат ваш
.
Если вы ныне по истине и по правде поступили с
Иероваалом и домом его, то радуйтесь об Авимелехе, и он пусть радуется о вас; если
же нет, то да изыдет огонь от Авимелеха и да пожжет жителей Сихемских и весь
дом Милло и да изыдет огонь от жителей Сихемских и от дома Милло, и да пожжет
Авимелеха
. (Суд.9:1-20).
Что можно увидеть из этих стихов? Оставшийся в живых сын Гедеона Иофам произносит притчу, в которой между собой разговаривают дерева. Как же понимать эту притчу буквально? Может быть действительно маслина, виноградник, терн разговаривали человеческими голосами? Мы же понимаем, что буквально эту притчу мы понимать не можем.
Иофам рассказал ее не для того, чтобы убедить всех, что кустарники и деревья могут говорить. А для того, чтобы в образах объяснить ту ситуацию, которая имела место в данном случае. Чтобы люди что-то поняли и увидели то, что они не увидели и не поняли до сего часа. Чтобы люди увидели вероломный поступок Авимелеха и жителей Сихема по отношению к детям Гедеона, человека, который рисковал своей жизнью, чтобы спасти их от врагов. А также эта притча предрекала справедливое возмездие за это вероломство. Вот цель ее произнесения, вот для чего была сказана притча. Но не для того, чтобы убедить нас, что деревья могут разговаривать.
Приведем
еще один пример. Иисус говорит притчу об овцах, что Он Пастырь. И тут же Он
говорит: … истинно, истинно говорю вам,
что Я дверь овцам
. (Ин.10:7). Мы же понимаем, что если мы будем буквально истолковывать
эти слова Христа, то это просто абсурдно. Но если понять, что это притча,
иносказание, тогда понятны слова Христа, что Он единственная надежда для
верующих людей.
Аргументы, свидетельствующие, что историю о богаче и Лазаре нужно понимать как притчу
Первый аргумент
В пользу того, что история о богаче и Лазаре — это лишь притча, свидетельствуют следующие моменты.
Спасенные находятся на
лоне Авраама. А разве до Авраама не было праведников? Разве они не умирали? Почему
в героях веры первым упомянут Авель, а не Авраам? Ведь если это лоно, место, куда поступают все
спасенные после смерти, то главным должен быть Авель, который первый туда
попал. Верою Авель принес Богу жертву
лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал
Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще
. (Евр.11:4). Христос высоко
отозвался о верности Авеля, говоря о наказании тем, кто отвергает истину и
убивает верных Богу детей. Да придет на
вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови
Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником
. (Мф.
23:35). Получается, что первый праведник Авель, и справедливо было бы, чтобы
он там был старшим и первым. То, что в притче о богаче и Лазаре упомянут Авраам,
а не Авель, свидетельствует о том, что Христос назвал именно ту личность,
которая будет понятной и авторитетной для фарисеев, которым Он говорил эту
притчу; а не для того, чтобы показать некоторое место, где собираются все
праведники, чтобы получить воздаяние после своей смерти. Ведь фарисеи, которым
Иисус говорил эту притчу, считали себя
детьми Авраама. Сказали Ему в ответ: отец
наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела
Авраамовы делали бы
. (Ин.8:39).
Второй аргумент
Второй аргумент в пользу того, что это притча. Разве Аврааму дано такое право, как определять участь людей? Неужели участь, кого спасти, кого погубить, кому прохладить язык, кого послать, чтобы прохладить язык, отдано в руки Авраама, в руки человека?
В Священном Писании написано:
… суд —
дело Божие
. (Втор.1:17)
И небеса
провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог
. (Пс.49:6)
Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе
нечестивые торжествовать будут
. (Пс.93:1-3)
Эти взяты из Ветхого Завета, но есть тексты и из Нового Завета — книги Откровения, написанной позже притчи о богаче и Лазаре:
И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен
Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они
пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. И
услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель,
истинны и праведны суды Твои
. (Откр.16:5-7)
Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени
Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо
открылись суды Твои
. (Откр.15:4)
Как видно в свете Библии, суд не во власти Авраама или других праведников, суд — дело Божье. Когда мы видим, что в притче решает Авраам, то это еще раз свидетельствует о том, что это притча, иносказание, но никак не буквальное событие.
Третий аргумент
Третий аргумент в пользу того, что это притча. Когда люди умирают, то верящие в бессмертие души говорят, что тело остается в могиле. А в ад или рай попадает некий дух, то есть некая бестелесная душа. Но откуда у бестелесных душ пальцы, язык, и вообще, откуда у бестелесного духа чувство жажды.
Когда Иисус Христос был воскрешен Богом из мертвых, и после этого Он явился ученикам, то что произошло?
Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них
и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но
Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите
на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти
и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда
же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь
какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред
ними
. (Лук.24:36-42).
Как видно из текста, плоть и кости присущи не духу, а живому человеку. Чтобы убедить учеников, что Христос не дух, а тело, Он взял и ел перед ними. Это возымело действие, потому что здравомыслие говорит, что бестелесные оболочки в телесной пище не нуждаются.
Вышеуказанных доказательств достаточно, для того чтобы утверждать, что история про богача и Лазаря является притчей, иносказанием, а не буквально происходящим событием.
Что Иисус хотел донести через притчу о богаче и Лазаре
Давайте определим, в связи с чем была сказана притча о богаче и Лазаре. Для чего Спаситель использовал эти нереальные события, что Он хотел через эту притчу донести.
Посмотрим на контекст.
Христос в контексте приводит притчу о неверном управителе. Кстати, если эту
притчу пытаться понимать буквально, а не иносказательно, тогда у таковых
толкователей Библии получается, что Христос побуждает верующих лгать и
воровать. Понятна абсурдность такого толкования. Ведь Христос пришел освободить
нас от грехов наших, а не побудить их делать. Он же сказал, что Сын Человеческий пришел, чтобы взыскать и
спасти погибшее, если Сын освободит вас, то тогда истинно свободны будете
.
Итак, в притче о неверном управителе Христос сказал, что мы должны научиться догадливости, сообразительности, которые имеют сыны века сего, думая о земном. Христос говорит не об одинаковости методов достижения цели, а о самом стремлении достигнуть цель. Верующие должны использовать земное богатство не для своего процветания, а для спасения людей.
Никакой слуга не может служить двум господам, ибо
или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать,
а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне
. (Лук. 16:13). Человек посвящает себя либо Богу, либо маммоне.
Когда Христос сказал это поучение, то вот какой была реакция фарисеев:
Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы,
и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред
людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред
Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие
благовествуется, и всякий усилием входит в него
. (Лук. 16:14-16).
Контекст получается следующим. Христос сказал притчу о неверном управителе. Сделал из нее соответствующие духовные выводы, что не надо служить маммоне, а нужно служить Богу, иначе погибнете. Фарисеи смеются, потому что они сребролюбивы. Христос, видя их реакцию на то, что Он сказал, говорит им притчу о богаче и Лазаре.
Притча о богаче и Лазаре — ответ Сына Божьего богатым и сребролюбивым фарисеям. Тогдашним верующим, которые думали, что их земное благополучие и происхождение являются гарантом спасения.
Актуальность притчи о богаче и Лазаре
Притча о богаче и Лазаре актуальна и для нас, живущих в настоящее время. Ведь сегодня очень много верующих свое земное процветание связывают с Божьими благословениями. Они забывают о том, что сатана — бог века сего, который обещал Христу богатство всего мира в обмен на уступки в вопросе истинного поклонения, тоже может благословить человека, для того чтобы для человека не воссиял свет истины. Если сегодня верующие нарушают закон Божий, зарабатывая себе средства, то это богатство дает не Бог, а совсем другая сила.
А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не
поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие
нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе
человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость,
как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от
жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают
клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает
по земле. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею, и
говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» И вот, эти
нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое и
омывал в невинности руки мои
. (Пс.72:2-13)
Псалмопевец Асав говорит о богатствах нечестивых, добытых нечестным путем, потому что он говорит, на работе человеческой не видать их. Но ведь Бог сделал работу уделом всех людей после грехопадения. Асав подчеркивает, что эти нечестивые люди заражают народ Божий, искушают поступать точно также, — желать обогащения, поступать нечестиво, как поступают они, чтобы иметь богатство этого века.
Заразившись этим духом народ Божий начинает думать: Как узнает Бог, разве Бог все видит? Может Он не на все обращает внимание? Может это не столь значительно, как я добыл себе то или иное богатство? Для таковых верующих очень актуальна притча о богаче и Лазаре. Потому что эти люди думают, что Бог не все увидит, закроет на что-то глаза. Однако спасет его лишь потому, что он много жертвует церкви, дает большие пожертвования, десятины, или потому что он член истинной Божьей церкви. Но притча о богаче и Лазаре говорит, что это не так.
Притча актуальна для тех, кто думает, что он спасается своим положением. Фарисеи думали, что раз они дети Авраама, то это спасет их автоматически. Многие верующие предполагают, что сама их принадлежность к церкви Божьей является гарантом их спасения, и этой притчей Христос отрезвляет умы очень многих. Он как бы говорит: «Нет, друзья мои, напрасно вы так думаете, что ваше родство или ваша принадлежность к избранному народу или Божьей церкви автоматически гарантирует вам спасение».
Суть притчи о богаче и Лазаре
Выводы из притчи делает сам Христос. Суть притчи — один живет на земле в свою волю, свои желания и не думает о ближних своих; другой живет и страдает в нужде. Жизнь их заканчивается. Какое же справедливое решение Божьего суда? Так ли Бог смотрит на вещи, как на них смотрят люди?
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже
доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты
страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть,
так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не
переходят
. (Лук.16:25-26)
Эта притча прекрасно
вписывается во все темы Библии и в понятие справедливости Божьей. Человек злоязычный не утвердится на земле;
зло увлечет притеснителя в погибель. Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным
и справедливость бедным. Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут
обитать пред лицем Твоим
. (Пс.139:12-14).
Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый
пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается
еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам
его
. (Откр.22:11-12).
Это гармонично связывается с истиной о том, что человек посеет то и пожнет. Эта притча говорит о том, что невозможно будет отменить решение Божьего Суда, что между спасенными и праведниками непреодолимая пропасть.
Но премудр Он; и наведет бедствие, и не отменит слов
Своих; восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие
. (Ис.31:2).
В нечистоте твоей такая мерзость, что, сколько Я ни
чищу тебя, ты все нечист; от нечистоты твоей ты и впредь не очистишься, доколе
ярости Моей Я не утолю над тобою. Я Господь, Я говорю: это придет и Я сделаю;
не отменю и не пощажу, и не помилую. По путям твоим и по делам твоим будут
судить тебя, говорит Господь Бог
. (Иез.24:13-14).
Христос обращает внимание на Слово Божье
Продолжим выносить духовные уроки из притчи.
…он же сказал, нет отче Аврааме, если кто из мертвых
придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему, если Моисея и пророков не
слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, то не поверят
. (Лук.16:30-31).
Христос показывает, что человек должен достигать спасения через изучение Священного Писания, а не через чудеса. Фарисеи времен Христа все ходили за Ним, требуя чудес.
Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от
Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род
сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение
. (Мк.8:11-12).
Вместо этого Он сказал: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они
свидетельствуют о Мне
. (Ин.5:39).
Когда Христос был
воскрешен, то прежде чем открыться Своим ученикам, Он дает им объяснение
Писания, желая, чтобы их вера строилась на Слове Божьем, а не на чудесах. …Тогда Он сказал им: о, несмысленные и
медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так
ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из
всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании
. (Лук 24:25-27).
После того, как Иисус явил Себя ученикам, после объяснения Писания, они сказали, не горело ли в нас сердце наше, когда Он изъяснял нам Писания по дороге.
Итак, после воскресения
Христос утверждал учеников не чудесами Своими, а Писанием. Даже когда Они
знали, что Он воскрес, Он обращает внимание не на само чудо воскресения, хотя
оно безусловно важно, но на то, что Он воскрешен согласно Писаниям. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил,
еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе
Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И
сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из
мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов
во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему
. (Лук.24:44-48)
Бог, как мы видим, возвышает Свое Слово превыше всего.
Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя
Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше
всякого имени Твоего
. (Пс.137:2).
Чудеса не являются доказательством истины
Несчастны сегодня те христиане и печален их конец, кто строит свою веру не на примере Христа, как Он говорил: «так написано». А на каких-то сверхъестественных явлениях. Они сегодня считают, что чудеса являются свидетельством или доказательством истинности.
Как же они могли забыть про предсказания Христа, что будет происходить особенно в последнее время:Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных
. (Матф.24:24). И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения
. (2Фесс.2:8-10)
Библия предупреждает нас, что в конце времени сатана через своих людей, лжепророков, лжехристов, антихриста, человека греха, сына погибели будет творить такие чудеса и знамения, что многие прельстятся, отвергнув истину и возлюбив эти чудеса и ложь.
И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он
имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со
всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться
первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения,
так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано
было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на
земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив
. (Откр.13:11-14)
Неужели не видят сегодня люди общую картину этих чудес. Неужели не понимают, что наше спасение сегодня в словах: «так написано». Сатана обольщал, обольщает и будет обольщать. Он творил это и будет творить. Поэтому в безопасности будут лишь те души, которые стоят в твердо в Слове Божьем.
То, что чудеса не содействуют обращению тех, кто не сделал Слово Божье мерилом в своей жизни, свидетельствует факт того, что решили сделать фарисеи, когда Христос воскресил Лазаря. Они решили убить Лазаря, а не уверовать по этому чуду воскресения человека из мертвых.
Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не
только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из
Иудеев приходили и веровали в Иисуса
. (Ин.12:9-11)
Для тех, кому Слово Божье не авторитет, будут бесполезны и чудеса, даже воскресение человека из мертвых.
Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию:
«познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий,
исповедующий имя Господа»
. (2Тим.2:19).
Вечно ли наказание грешников
Теперь разберем вопрос относительно того, будет ли наказание грешников вечным или нет.
Возьмем простые тексты, говорящие о возмездии нечестивым, и станет понятно, будут ли действительно грешники наказываемы вечно, в вечном огне и вечными муками.
1. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа
наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место,
и нет его
. (Пс.36:9-10)
2. А нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук
агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а
праведник милует и дает, ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им
истребятся
. (Пс.36:20-22)
3. Ибо Господь любит правду и не оставляет святых
Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится. Праведники
наследуют землю и будут жить на ней вовек
. (Пс.36:28-29)
4. Уповай на Господа и держись пути Его: и Он
вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые,
ты увидишь. Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся
многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу.
Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека
есть мир; а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет
.
(Пс.36:34-38)
5. Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его —
как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем.
Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много
будет пораженных Господом. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за
другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, — все погибнут, говорит Господь
. (Ис.66:15-17)
6. Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда
все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий
день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А
для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах
Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать
нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я
соделаю, говорит Господь Саваоф
. (Мал.4:1-3)
7. А вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в
явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне
совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию
Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели,
от лица Господа и от славы могущества Его
. (2Фесс.1:7-9)
Посмотрите о законченности действий – погибель. Погибель, уничтожение, многократно звучит, и вот как о законченности этого действия говорят тексты книги Откровение:
8. И
ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их
. (Откр.20:9)
Заметим, что не пожирает, а пожрал — законченное действие.
9. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть
и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И
смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая
. (Откр.20:13-14)
Простые и однозначные тексты свидетельствуют о том, что нечестивые будут уничтожены окончательно, нечестивые станут прахом и сам сатана будет полностью уничтожен.
10. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от
тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю,
перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной
торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь,
который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих
тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и
не будет тебя во веки
. (Иез.28:17-19).
Откуда появилось учение о вечных муках
Откуда же тогда при такой однозначности участи сатаны и нечестивых родилось учение о вечных муках? Оно родилось из-за неверного толкования сложных текстов в отрыве от простых однозначных текстов.
Один из примеров текста,
на который ссылаются последователи учения о вечных муках. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые,
в огонь вечный
. (Мф.25:41); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь
вечную
. (Мф.25:46)
Давайте разбираться, ведь в Библии нет противоречий. Все предельно просто, только нужно вникать в Слово, исследовать его, смотреть какие слова употребляются в том или ином случае.
Что означает слово «вечный» с греческого
Слово, переведенное у нас в Новом завете как «вечные» (древнегреческое слово «αἰώνιος»), Библия применяет по отношению как к Богу, так же и к человеку. Ширина понимания слова «вечность» будет зависеть от того, в каком контексте оно применяется.
Приведем примеры, для лучшего понимания. Если слово «αἰώνιος» применяется к Богу, то это слово обозначает бесконечность бытия, то, чем обладает сам Бог — вечен, бессмертен, абсолютен. Иными словами, значение вечности было определено возможностями того, о ком говорит это слово. Раз речь идет о Боге, Его возможности бесконечные. То есть слово «αἰώνιος», которое применяется по отношению к Богу, означает вечность и бесконечность, как Сам Бог.
Чтобы вам было понятно, что в зависимости от того в каком контексте упоминается слово, приведем простую иллюстрацию. Возьмем слово «сильный». Сильный младенец, сильный подросток, сильный мужчина, сильный тяжелоатлет. Разве одно и то же значение во всех выражениях имеет слово «сильный»? Видите разницу между применением этого слова к младенцу и к тяжелоатлету? Разница очевидна.
Суть в том, что это и слово «вечный» надо смотреть в контексте. Где, в связи с чем оно применяется, с какими словами, с какими понятиями, с какими личностями, и тогда все становится понятным.
Речь идет о жизни (веке) данного человека или предмета, но никак не вечность в абсолютном понимании, которой обладает только Бог.
Содом и Гоморра сгорели в вечном огне
Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им
блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного,
поставлены в пример
. (Иуд.1:7)
Уничтожение Содома и Гоморры является примером для осознания гибели нечестивых в конце суда Божьего. Заметим, что эти города не горят до сих пор, хотя они и были уничтожены вечным огнем.
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и
огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех
жителей городов сих, и произрастания земли
.(Быт.19:24-25)
И встал Авраам рано утром на место, где стоял пред
лицем Господа, и посмотрел к Содому и
Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с
земли, как дым из печи
. (Быт.19:27-28)
Города были уничтожены
огнем. Авраам на следующее утро видит дым, как дым из печи, но этого дыма сейчас
нет. Более того, апостол Петр говорит, что произошло, в конце концов, с этими
городами: и если города Содомские и
Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим
нечестивцам
. (2Пет.2:6)
Хоть огонь и назван вечным, но он не горит ныне, не горел он и во времена апостола Петра. Но он говорит, что огонь превратил всё в пепел, и это пример наказания всем будущим нечестивцам, которые восстали против Бога.
Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все
надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день,
говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для
вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах
Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать
нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю,
говорит Господь Саваоф
. (Мал.4:1-3)
Получается следующее. Содом и Гоморра поставлены в пример будущим нечестивцам, они подверглись казням огня вечного. Авраам вышел и увидел их уничтожение, как дым из печи, прах и ничего там нет. Петр говорит также, что этот прах — пример будущим нечестивцам. Господь говорит, что придет день в конце времени, пылающий как печь. И хоть этот огонь и назван вечным, но его век был ровно столько, сколько понадобилось времени для уничтожения всего, что было приговорено к уничтожению.
Иерусалим сгорел в огне неугасимом
Так было и разрушение
вавилонянами восставшего против Бога Иерусалима во дни царя Седекии. А если не послушаете Меня в том, чтобы
святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день
субботний, то возжгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не
погаснет
. (Иер.17:27)
Разве Иерусалим еще горит? Нет. Они действительно не святили субботу и были наказаны вавилонянами, и действительно Иерусалим был сожжен огнем.
И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и
все чертоги его сожгли огнем, и все драгоценности его истребили
. (2Пар.36:19)
Однако этот город не горел вечно. Иначе как тогда во дни Ездры и Неемии они бы отстраивали его? Как бы тогда Христос посещал Иерусалим, приходил в храм? Никакого вечного огня там не наблюдалось и ныне не наблюдается.
Понимая все это, становится ясно, что огонь, которым будут наказаны нечестивые — это огонь, который имеет свой век. Он будет гореть пока не превратятся в прах все нечестивые, все что приговорено на уничтожение этим огнем. Когда же это произойдет, то огонь прекратит свое существование, ибо закончится век тех, из-за которых этот огонь был создан.
Вечный процесс или завершенное действие
Не наказывание будет вечным, а наказание будет на веки и это названо смерть вторая. Первая смерть названа не вечной. Она названа сном. Ведь после нее будет воскресение. А вот вторая смерть, это вечная смерть, навеки. После нее никогда не будет воскресения.
Для лучшего понимания приведем 2 примера.
…и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию,
однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление
. (Евр.9:12). Какое искупление приобрел для нас Христос, если понимать
слово «вечный» как то, что никогда не заканчивается во времени? Получается,
что мы не искуплены сегодня окончательно и никогда не будем искуплены. Этот процесс
будет длиться всю вечность. Ведь получается, что Иисус приобрел нам вечное
(непрекращающееся) искупление, т.е. он продолжает нас искупать постоянно.
Библия говорит, что
процесс искупления не растягивается на века, он имеет завершенное действие. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и
снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из
всякого колена и языка, и народа и племени
. (Откр.5:9)
Поэтому подразумевается под
словом «вечный» не вечно продолжающееся действие в связи с наказанием
и искуплением людей. А решение, которое будет принято навеки, навсегда. …учению о крещениях, о возложении рук, о
воскресении мертвых и о суде вечном
. (Евр.6:2)
Если воспринимать слово вечный, как вечный процесс, то Христос никогда не придет к нам на землю, потому что Он должен прийти с возмездием, воздать каждому по делам его. А если суд никогда не завершится, то значит никогда и не будет вынесено решение по каждому человеку.
Не всю вечность будет идти суд, а решение суда будет принято на всю вечность. Тогда все становится на свои места. Решение по каждому будет принято навеки и навсегда. Изменения этому решению не будет никогда.
Выражение «мучимы во веки веков»
Рассмотрим еще выражение «мучимы во веки веков» из книги Откровения 14:11, 19:3 и 20:10. Здесь все обстоит также, как и со словом «вечный»- «αἰώνιος». Значение слова «вовеки» также определяется значением того слова, с которым оно употребляется. Т.е. если мы говорим «вовеки» или «во веки веков» по отношению к Богу, то это значение абсолютно, ибо Бог бессмертен. А если мы говорим по отношению к человеческим смертным существам, то его значение ограничено. Приведем следующие примеры.
Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. И
превратятся реки его в смолу, и прах его — в серу, и будет земля его горящею
смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет
от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней
. (Ис.34:8-10)
В Ветхом Завете имеем ряд примеров, когда слова «навсегда», «вовеки», «навеки» имеют определенные пределы, они не подразумевают непрекращающееся во времени действие.
…но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою
и детей моих, не пойду на волю, — то пусть господин его приведет его пред богов
и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и
он останется рабом его вечно
. (Исх.21:5-6)
О какой вечности здесь говорится? О той, что обладает Бог? Раб будет вечный, как вечен Бог? Тогда, если так рассуждать, то и в вечности будет рабство. Если господин спасется, а раб нет, то как же он ему будет вечно рабом, ведь было провозглашено, вечно он ему будет рабом. Или наоборот спасется раб, а господин нет, как тогда ему быть вечным рабом господину. Все это просто абсурдно. Но если брать в контексте жизни этого раба, что речь идет о веке самого раба, то тогда все в порядке: раб всю свою жизнь или весь свой век, до самой своей смерти будет рабом этому господину, рабом которого он пожелал остаться. Т.е. «вечный» по отношению к веку самого раба, но не по отношению к абсолютной бесконечности.
Тогда как нечестивые возникают, как трава, и
делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, — Ты, Господи, высок
вовеки!
(Пс.91:8-9)
Вечный Бог пребывает во всю вечность, а нечестивые подобны траве, они исчезнут навеки, т.е. они не существуют вечно, а исчезают навеки. Они станут, как было отмечено ранее, — прахом, и это вторая, вечная смерть.
Ложь о бессмертии души и открытые истины в Библии
Учение о вечных муках стало последствием принятия христианством греческой философии о бессмертии души, и оно ничего не имеет общего со Словом Божьим. Приняв языческую ересь о бессмертии души, христиане покатились дальше в лапы спиритизма. Ибо если душа вечная и она должна быть наказана, то следовательно и наказание будет вечным. Что же делать с вечной душой, если ее невозможно убить? Раз должно быть наказание, значит вечным сделаем теперь уже и наказание. Именно так одно заблуждение порождает другое заблуждение. Библия не учит тому, что Бог обещал дать всем, и праведным и нечестивым, вечную жизнь, пусть даже в муках.
Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь
вечная во Христе Иисусе, Господе нашем
. (Рим.6:23)
Четкое разделение: грешникам — смерть, а тем кто во Христе — жизнь вечная.
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в
Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем
. (Ин.3:36).
Христиане потому не видят сегодня этой истины в Слове Божьем, что они подобны Израилю времен Христа. Во дни Христа Израиль жил ложным богословием фарисеев и саддукеев, которые учили, что Мессия придет и даст власть евреям над всем миром. И когда пришел Христос с истинной целью освободить грешников от уз греха, то Его не приняли, потому что Его новое учение не вместилось в их пораженный дьяволом разум. Старые мехи не выдержали нового учения или нового вина. Христос говорит:
Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не
можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца
вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем
истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я
истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я
говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии.
Вы потому не слушаете, что вы не от Бога
. (Ин.8:43-47).
Сегодня, так же как и в те дни, многие верят в бессмертие души, даже не задав вопрос, а учит ли этому Библия. Они ревностно защищают предания своих церквей, отцов церкви, тогда как Слово Божье остается для них невостребованным. И когда Бог, богатый Своей милостью, указывает в Своем слове на то, что они заблуждаются, то они начинают бояться. «А как же теперь, если я это приму, меня изгонят из моей церкви». И они молчат, заглушая голос Святого Духа. И все повторяется, ибо нет ничего нового под солнцем.
Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но
ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо
возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию
. (Ин.12:42-43).
Никто не уйдет от принятия решения во что ему верить
Никто, ни один человек, не уйдет от принятия решения. Либо жить по слову Божьему и отвергнуть сатанинскую ложь о бессмертии души, простирающуюся еще от Эдема, от первого искушения Адама и Евы, когда сатана сказал, что «будете как боги». Либо отвергнуть истину слова Божьего и жить верою в ложное небиблейское учение о вечных муках.
Если человек сегодня
избирает ложь вместо библейской истины, никто такому человеку не позавидует. Он
восстает против Владыки, Господа неба и земли. Писание говорит, что ожидает
таких людей: Да будут осуждены все, не
веровавшие истине, но возлюбившие неправду
. (2Фесс.2:12)
После уничтожения нечестивых
ничего больше не будет напоминать о грехе. Господь говорит: Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и
прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце
. (Ис.65:17).
Эти слова будут невозможны, если воспринимать притчу о богаче и Лазаре как буквальное событие, а не как иносказание. Как можно забыть прошлое, ведь написано «прошлое не будет воспоминаемо», если это прошлое вопиет тебе из геены огненной и просит: дай попить.
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се,
скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и
Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не
будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И
сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо
слова сии истинны и верны
. (Откр.21:3-5).
Кто-то скажет: «Все новое, а ведь Христос сказал о
тех, кто пребывает в геенне:пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из
Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там
будет плач и скрежет зубов
» .
Если понимать притчу Христа
о богаче и Лазаре не как иносказание, а буквально, то видно, что богач был
услышан из пламени праведным Авраамом. А значит плач и скрежет зубов, также
будут услышаны праведниками. Вот это вечность… Разве это обещал Бог детям
Своим? Всю вечность слышать плач и скрежет зубов, проклятья, которые будут
изрыгать нечестивые на Бога, видя счастливую жизнь Лазарей? Написано, что плача уже не будет, ни вопля не будет, ибо
прежнее прошло и даже не придет на сердце
, ибо зло и все, что с ним было
связано, будут уничтожены навсегда, потому что возмездие за грех-смерть
. И
кто не записан в книгу жизни, тот брошен в озеро огненное, это смерть вторая
.
И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с
радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут
радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся
. (Ис.35:10).
Общие выводы статьи
Библейская история о богаче и Лазаре — это притча,
которую необходимо понимать иносказательно, но никак не буквально. Она не учит
нас тому, что есть воздаяние сразу после смерти. Что люди после смерти
отправляются в ад или рай в виде каких-то эфемерных оболочек духа или души. Эта притча была сказана для
того, чтобы показать людям, что после смерти никакое решение уже поменять
нельзя. Ибо всем нам должно явиться пред
судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал
живя в теле, доброе или худое
. (2Кор.5:10)
После смерти человек не может поменять свою сущность. Его характер был сформирован. Он умер. Итог его жизни подведен. Он ушел в прах, и Христос на небесном суде, когда будет вынесено решение, придет уже с воздаянием; и спящие во прахе пробудятся и каждый получит, одни поругание и посрамление, другие жизнь вечную.
Также Христос показал, что никакие чудеса не могут быть мотивом или поводом для того, чтобы человек уверовал. Слово и только Слово Божье должно стать тем мерилом, на основании чего мы воспитываем свою веру, имеем правильные отношения с Господом. Вот для чего была сказана эта притча о богаче и Лазаре. А также, это был ответ фарисеям на их улыбки относительно того, что нельзя служить маммоне и Богу. Они были очень сребролюбивы, и Христос им показал, что если они надеются спастись на основании своей принадлежности Аврааму (Божьему народу), или что их богатство свидетельствует о Божьем благоволении, то они глубоко ошибаются. Не это оценивает Бог. Он смотрит на сердце и только на сердце. Человек же смотрит на лицо, на доходы, на богатство.
Исследуйте Писание, углубитесь в Него. Молите Бога, чтобы Он просветил очи сердца вашего, чтобы вы поняли, как говорит Писание, чему учит. Чтобы не получилось так, что вы будете обмануты. Как в свое время был обманут народ Израильский фарисеями и саддукеями. Из-за этого обмана они не увидели времени посещения своего (смотрите первый ответ на вопрос в этой статье про то, что означают слова «не узнал времени посещения твоего») , потому что фарисеи и саддукеи научили народ, что Мессия придет дать им мировое господство, а не избавление от греха. По этой причине они распяли Сына Божьего, не увидев, что Он и есть Тот, о Ком говорило Писание. Не увидели же люди потому, что Писание было подано в искаженной форме.
Будьте мудры, трепетны в отношении Слова Божьего, исследуйте его с молитвой, благоговением пред Господом, молитесь, чтобы Господь вразумил, только Он может вразумить нам Свое Слово. Пусть благословит Господь всех нас в этом деле.
(Этот вопрос Вы можете посмотреть в видео ниже с 01:21:00 минуты)
Другие вопросы в данном выпуске:
1. Может ли верующий человек выйти за неверующего? Будет ли это считаться грехом? Есть ли в Писании противоречия, ведь «Тьма не может быть со светом», а Бог повелел Осии взять в жены блудницу.
(смотреть с 01:57 минуты)
2. Почему
разрешено употребление сикеры во Второзаконии 14:26, а в других местах Писания
написано, что сикера буйна и не угодна Богу.
(смотреть с 53:18 минуты)
скачать видео
скачать аудио версию
Не забудьте поделиться с другими:
А как же Иисус беседовал с Моисеем и Илией на горе когда преобразился, если душа не бессмертна? Что он илюзии ученикам показывал? И с элюзиями беседовал? А в откровении души под жертвенником говорящие когда отомстишь за кровь нашу?
По моему тут софизмом попахивает
Странным образом правило «Библия сама себе не противоречит» превращается в «фрагменты Библии, противоречащие моей идее, следует игнорировать». Проигнорировано воскрешение Лазаря до наступления последнего дня, слова Павла о «временной хижине» и т.д и т.п.
У любого текста, если это не шифровка, существует буквальный смысл. Просто иносказательные истории обрисовывают свою реальность.