Сейчас Бог с нами говорит на духовном языке. Если мы хотим его понять, то нам нужно выучить этот духовный язык, научиться его понимать в совершенстве. В основе этого языка лежит простой принцип — это образы и прообразы, физические иллюстрации научающие духовным истинам. Начнем обучение этому духовному языку с понимания истины Божьей о святилище.
После того, как Бог вывел Израильский народ из Египта, и ведя его по пустыне в землю обетованную, Бог дает повеление:
И устроят (сделают, произведут, совершат, исполнят) они Мне святилище (святилище, святыня), и буду обитать (пребывать, жить) посреди (середина, внутренность, внутри) их
. (Исх.25:8).
Будем делать сразу духовные выводы из этой наглядности, чтобы нам, во-первых, не забыть то, о чем мы говорили. А во-вторых, чтобы мы могли, получив познания из одной наглядности, перейти с полученными познаниями к другой наглядности.
Исход Израиля из Египта и путь в землю обетованную — это прообраз исхода народа Божьего из рабства греха и путь в Небесный Ханаан. Прохождение Израилем пустыни — это прохождение как каждым верующим в отдельности, так и всей церкви Божьей духовного пути воспитания характера.
Построение святилища, как места пребывания Бога со Своим народом, как центра истинного поклонения Богу, как места сохранения истины Божьей — это прообраз небесного святилища, центра истинного поклонения Богу. Ибо истина Божья имеет небесное происхождение. Также понимание нами духовного пути нашего спасения.
Как я уже говорил в прошлой теме, выстраивание Богом колен Израилевых вокруг святилища на пути в землю обетованную для защиты святилища от язычников, является прообразом сосредоточения всех верующих вокруг истины о небесном святилище, вокруг истинного поклонения Богу до вхождения народом Божьим в Небесный Ханаан. А так же защита народом Божьим истинного поклонения Богу от влияния язычества. Именно благодаря небесному святилищу, через которое человек может поклоняться Богу Отцу в духе и истине, Бог может обитать как в отдельно взятом верующем, так и во всем народе Божьем, во всей Своей Церкви.
Земное святилище является лишь копией и прообразом небесного святилища
Итак, посмотрим сначала на устройство святилища, а потом сделаем духовные выводы из того, что узнаем. Начнем сначала с того, что земное святилище является лишь копией, прообразом небесной реальности, небесного святилища:
И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте
. (Исх.25:8,9).
Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе
. (Исх.25:40).
Апостол Павел, объясняя в послании к Евреям истину о служении Христа в Небесном святилище в качестве нашего Первосвященника, так же заостряет внимание наше на том, что земная скиния является лишь тенью или прообразом небесной скинии.
Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек… Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе
. (Евр.8:1-5).
О том, что на небе есть скиния, которую воздвиг Бог, а не человек, и в ней находятся предметы, которые имели место в земной скинии, особым образом свидетельствует книга Откровения.
И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе
. (Откр.15:5).
И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом
. (Откр.8:3).
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его…
(Откр.11:19).
Устройство большого двора святилища и отделения Святое
Обратимся к земному, чтобы уразуметь небесное. Итак, устройство скинии:
Все сооружение состояло из большого двора (хацер), длиной в 100 локтей и шириной в 50 локтей. Шатёр или палатка 30×10 локтей находился в западной части большого двора. Расстояние от ограды двора до шатра составляло 20 локтей с севера, юга и запада и 50 — с востока, то есть с входа. Ворота двора Скинии располагались с восточной стороны, напротив входа в шатёр.
Во дворе, напротив входа, размещался большой Жертвенник всесожжения, устроенный из акации и окованный медью, поэтому он назывался также «медный жертвенник». На нём горел неугасимый огонь и приносились жертвы.
Позади жертвенника стоял медный умывальник (киор) для священников. Все принадлежности двора были выполнены из меди.
Вход в шатёр был покрыт особым пологом из шерсти, который назывался масах. Туда в саму скинию вход был разрешён лишь священнослужителям, остальные евреи могли заходить лишь во дворе. Сама скиния представляла собой строение прямоугольного шалаша с каркасом из деревянных досок и плоской крышей без окон. Внутри шатёр делился на две неравные части другой завесой (парохет), которая состояла из той же двухслойной тканой материи (пряжи и виссона синего, пурпурного и алого цветов). Вторая часть называлась «Святое святых» (Кодеш кодашим). Первая часть шатра называлась «святое» (ha-Кодеш).
Отделение названное «Святое» и было основным местом священнослужения. В Святилище располагались налево от входа, на расстоянии 5 локтей от парохет и 2,5 локтя от южной стены — семиствольный золотой светильник с негасимым пламенем — Минора; направо от входа, на расстоянии 5 локтей от парохет и 2,5 локтя от северной стены — Стол хлебов предложения, сделанный из акации и покрытый листовым золотом, с 12 хлебами предложения. Посередине Святилища, на расстоянии 10 локтей от масах и парохет и 5 локтей от каждой из стен — жертвенник воскурения, также сделанный из акации и покрытый листовым золотом, для курения фимиама (назывался он еще «золотой жертвенник»).
Устройство отделения Святое Святых
В главном отделении святилища в Святое Святых находился только Ковчег Завета (Арон hа-брит) — самый святой предмет Скинии, а в нём Скрижали Завета, на которых были написаны Самим Богом 10 заповедей Его Святого Закона (Лухот hа-брит).
Крышка ковчега называлась Престол милости и благодати. На крышке ковчега были сделаны два херувима из чистого золота, склоненные в благоговении. Над крышкой ковчега в виде сияния было реальное присутствие Божье называемое в иудаизме Шхина́, шехина (присутствие, пребывание, проживание). Сам термин выводится из глагола «шакан» (посещать, пребывать). То есть это место непосредственного присутствия Бога в Его народе.
Какую истину несет в себе святилище, на кого указывает?
Вот общее знакомство с устройством скинии или святилища. Даже поверхностный взгляд на это сооружение не может не привести к выводу, что за всеми этими предметами, за всем этим строением скрывается что-то очень важное для людей верующих. Особенно, если всегда помнить, что святилище земное было построено по подобию небесного святилища.
Что скрывается за этим строением? И какую истину оно в себе несет? Посмотрите на эти три стиха внимательно:
На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира
. (Иоан.1:29).
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне
. (Иоан.5:39).
И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний
. (Лук.24:44,45).
Не трудно заметить, что Писания, начиная от книг, записанных Моисеем, в которых описана скиния, служение в ней и приносимые жертвы, свидетельствуют о Христе. Ибо Он и есть Агнец Божий, отдающий Свою жизнь за грехи всего мира. В святилище Бог наглядным образом, можно сказать на пальцах, объяснял верующему, как Он решает проблему греха в жизни как отдельного верующего, так и всего Своего народа.
Что сделал милосердный Бог после согрешения Адама и Евы?
Как мы уже отмечали ранее, Бог ведет человека в познаниях от меньшего света к большему, с повторами, пояснениями и дополнениями. И истина о святилище, в котором открывается путь спасения, не исключение в Божьих правилах обучения. Чтобы это понять — вернемся в начало, в бытие.
Адам и Ева живут в созданном для них доме Едемском саду. Они святы, а потому общаются с Богом лицом к лицу. Бог приходил к ним для этого общения:
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня…
(Быт.3:8).
Но люди согрешили. И это привело к кардинальным изменениям в отношениях людей с Богом. Грех разделил человека и все человечество с Богом:
Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать
. (Ис.59:2)
И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них… Я сокрою лице Мое от него в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам
. (Втор.31:16-18).
Адам и Ева последовали за сатаной, как за иным богом. Что делать в подобной ситуации? Бог любит Свое творение и желает ему помочь, но между Ним и творением пропасть греха. И великий и мудрый Бог решает эту проблему тем, что начинает формировать в разуме согрешивших план спасения, открываемый в скинии.
Сияние Божьей славы будет погибелью для грешников
Итак, грех — это то, что разделило творение с Творцом и не позволяет иметь общение лицом к лицу. Давайте вспомним одну иллюстрацию-наглядность из Писания:
Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему… то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил… И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним
. (Исх.34:29-35)
Это очень поучительная иллюстрация. Лицо Моисея сияло после общения с Богом и это вызвало страх у народа Божьего. И чтобы общаться с народом, он полагал на лицо свое покрывало. Это всего лишь человек после общения с Богом, это не сам Бог.
Когда Сын Божий явится на землю во славе, то для грешников, которые не покаялись и не позволили Богу их изменить и сделать причастниками Божеского естества, сияние этой славы будет погибелью:
которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный…
(2Фесс.1:9,10).
Значение завесы в скинии собрания
То есть мы видим, что в виду греховного состояния человечества, его общение со Святым Богом невозможно. Потому что святость Божья будет огнем поядающим для грешника. А посему, необходим иной способ общения до той поры, пока человек вновь не обретет утраченную святость. Моисей полагал на лицо свое, сияющее отражением славы Божьей, покрывало. В скинии собрания Святое Святых, где являлась святость и слава Божья, было отделено от взоров людей покрывалом, завесой. На этой завесе были вышиты херувимы:
И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы…и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых
. (Исх.26:31-33).
И этот образ — разделение творения с Богом, символом которого стала позже завеса с херувимами в святилище, был дан Богом сразу после грехопадения:
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима (в оригинале херувимов) и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни
. (Быт.3:24).
То есть вы видите, как постепенно Бог начинает формировать в грешном человечестве образ святилища в понимании новых условий, на которых возможно общение грешника с Богом. Он явил завесу, разделение, то есть вместо общения лицом к лицу, как было до грехопадения, теперь уделом человечества в общении с Богом будет завеса, разделяющая святого Бога и грешного человека.
Заметьте очень важную деталь, принцип, с помощью которого вам будет не сложно понять истину о святилище.
Бог все духовные вещи, которые мы должны понять и принять в свое сердце, объясняет на наглядностях. Такая важная духовная истина, как разделение грешника со святым Богом, иллюстрируется наглядно завесой. В Едемский сад, где был рай и Бог, для человека после согрешения пути не было. Херувимы, подобно завесе, стояли и охраняли вход. Но можно было подходить к саду и созерцать славу Божью, проступающую в виде сияния сквозь сад и на этом расстоянии искать общения с Богом.
На каком условии возможно теперь общение грешника с Богом
Далее Бог дает еще один урок, формирующий в сознании грешника образ святилища в понимании нового пути общения грешного человека с праведным Богом и пути спасения. Этот урок касается жертвы и жертвоприношения. Каин и Авель пришли к вратам рая для общения с Богом:
Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его
. (Быт.4:3-5).
Бог показывает условие, на котором возможно теперь общение грешника с Ним через разделение, через покрывало. Только через кровную жертву. Если это условие человеком не выполняется, то дальнейшее общение, даже и чрез завесу, просто невозможно. Далее на примере Каина и Авеля Бог продолжает раскрывать нам в наглядных примерах служение в святилище, как иллюстрацию того, как Бог решает проблему греха. Каин убивает Авеля.
И сказал Каин Авелю, брату своему [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его
. (Быт.4:8)
За это преступление Бог наказывает Каина и изгоняет его, но не убивает его:
И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема
. (Быт.4:13-16)
Принесение жертвы в судный день
Посмотрите на духовные уроки из этой истории. Бог продолжает рисовать образ святилища и служение в нем. В ссудный день, в Йом Ки Пур, брались два козла и о них бросался жребий:
И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения
. (Лев.16:7-10).
Это происходило пред скинией собрания, в скинии за завесой — Бог. Один козел становится жертвой для Господа и с его кровью входят пред лицо Божье, то есть это угодная Богу жертва. А второй козел жертвой не становится. А он отсылается прочь от скинии собрания, в которой Бог, то есть прочь от лица Божьего.
На что указывает принесение жертвы в судный день
Возвращаемся к урокам Божьим показанным на примере Каина и Авеля. Об Авеле и пролитой им крови от Каина сказано в послании к евреям:
и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева
. (Евр.12:24).
Апостол Павел проводит сравнение пролитой крови Христа с пролитой кровью Авеля. Подобных сравнений у Павла в послании к Евреям немало. И каждый раз он делает это сравнение для того, чтобы показать, что Христос является Тем, на Кого указывали все прообразы. То есть Авель, проливший свою кровь в великой борьбе между добром и злом, был прообразом Христа, который прольет Свою Кровь. Конечно же, подобно тому как тень не есть тело, тень может быть лишь иллюстрацией формы, передать идею, но не больше. Поэтому кровь Христа Сына Божьего, непорочного Агнца, говорит лучше, сильнее крови Авеля.
То есть Авель, как и козел для Господа в Йом Ки Пур — это символ жертвы Христа.
Не трудно догадаться прообразом кого выступает Каин. Это прообраз сатаны, человекоубийцы.
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи
. (Иоан.8:44).
И козел отпущения, указывавший на сатану. В данном случае символом сатаны стал человекоубийца Каин, который был изгнан от лица Божьего, а не убит, чтобы не создалось неверной картины плана спасения. На козла отпущения возлагались все грехи. И он отсылался в пустыню от лица Божьего, неся на себе эти грехи и их последствие. О своем наказании Каин сказал:
И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести (поднимать, нести, содержать) можно
. (Быт.4:13).
Образ святилища — это образ плана спасения
То есть вы видите, как милостивый Господь шаг за шагом рисует в разуме человечества образ святилища, то есть образ плана спасения, образ истинного поклонения, образ тех условий, на которых будет происходить общение грешника со своим Творцом.
Очень важно понять, что все эти наглядные образы, даруемые Господом людям, даны для того, чтобы они совершили внутри, в духе человека, преобразования, для того чтобы человек вернулся к состоянию святости, утраченной вследствие греха. То есть вы должны проследить связь между тем, что нам Бог показывает и тем, что должно производить в нас то, что Бог нам показывает. Слова Божьи — это дух и жизнь, а не просто слова:
Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь
. (Иоан.6:63).
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные
. (Евр.4:12).
Только тогда, когда вы осознаете органическую связь между наглядностями, данными Богом в святилище, с нашим духовным преобразованием, только тогда вы прозреете.
До сего момента мы с вами на показанных Богом наглядных примерах узнали следующие духовные истины:
- Грех разделил человечество с Богом.
- Между нами покрывало.
- Общение с Богом возможно только через принятие кровной жертвы.
- В великой борьбе представлены две силы, одна будет убита другой, но после за это понесет на себе наказание за сделанный грех и его последствия.
В Божьих уроках спасения и обретения грешниками утраченной вследствие греха Божьей святости все важно — и образы, показанные Им, и сказанные слова.
На что указывает жертва всесожжения?
Мы только что отметили, что общение с Богом может быть продолжено только через кровную жертву. Авель принес эту жертву. Позже это сделал Ной:
И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение (подъём, восход) на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание…
(Быт.8:20,21).
Обратите внимание на значение слова «всесожжение». Ной пожелал общаться с Господом и принес кровную жертву во всесожжение. И Богу это было приятно. Потому что Ной этой жертвой показал свое желание общаться с Господом на Его условиях. То есть через кровную жертву, через которую Ной будет духовно возрастать, совершать в духе своем подъем к Богу, восхождение к Богу.
Это можно назвать устранением той пропасти, что возникла между Богом и Его творением вследствие греха. Эта истина о том, что пропасть разделения будет уничтожена жертвой и только жертвой. И возрасти в святости человек без жертвы не сможет.
Цель Божьих уроков — вернуть нам святость
Богу приятна не сама жертва, Ему не нужна эта кровь. Посмотрите, чего Он хочет добиться через жертву:
«Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?»
(Пс.49:8-18).
Вы видите, что жертвы приносятся, но при этом чего нет? Нет правильного понимания: для чего даны Богом эти повеления о жертвоприношениях.
Бог говорит, что Ему не нужны жертвы просто как жертвы, без осознания их духовного назначения. Ибо все эти наглядные уроки даны Богом для того, чтобы вернуть нас к святости Божьей. Вот цель Божья, а не жертва ради жертвы.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви
. (Еф.1:3,4).
Поэтому цель Божья, которую Он преследовал через ветхозаветные жертвы и преследует через жертву Христа, состоит в том, чтобы мы осознали величие этой жертвы, ее значимость для нас и чрез нее стали святыми и непорочными.
Что значит для евреев гора Синай?
Посмотрите на следующие Божьи уроки, направленные на то чтобы сформировать в нашем сознании святилище, открывающем пред нами истину о нашем спасении.
Гора Синай для многих ассоциируется с тем местом, где был дан Божий Закон. Но тогда это лишь часть того, что вы увидели. Для евреев гора Синай нечто большее, чем место, где был дан Закон Божий. Вот почему в понимании истины Божьей о святилище нам нужно иметь мышление иудея:
что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище
. (Пс.67:17,18).
Оказывается, для еврея гора Синай отождествляется со святилищем Божьим. И вы сейчас поймете почему. Народ Божий подошел к горе Синай, и Богом было дано повеление:
И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти
. (Исх.19:10-12).
Прежде чем идти на встречу с Богом, нужно к этому приготовиться, — вымыть свои одежды. Это символ того, что делали священники у умывальницы пред скинией перед тем, как войти в святилище, в то место, где пребывает Бог. А также нужно было провести черту, разделяющую Бога и людей. Опять истина о разделении, вспоминайте Едемский сад и херувимов, а так же завесу в скинии. Снова те же образы святилища, но с дополнительными деталями.
Гора Синай, как модель святилища
А что было под горой, возле горы Синай, возле горы, названной святилищем Божьим?
И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник
. (Исх.24:4-6).
Под горою, или же пред святилищем, ставится жертвенник, на котором приносятся жертвы. Это модель святилища. Пред скинией — жертвенник, а за ним черта. К жертвеннику можно подойти, а на гору нет. Вы замечаете прообразы? То же самое устройство было в скинии, пред скиниею жертвенник к нему можно всем, а во святилище не всем. И далее мы читаем повеление Божье.
И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь издали; Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним
. (Исх.24:1,2).
Опять та же истина, что и в святилище. Народу на гору нельзя, но можно священникам. А в то самое место, где Бог, — всем нельзя, но только Моисею. Народ в святилище имел доступ только к жертвеннику, священники могли войти дальше — в Святое отделение святилища. И только один раз в год Первосвященник мог войти пред лицо Божье в Святое Святых.
Вот вам и модель святилища, обрисованная Богом.
Как могли видеть Бога евреи под горой Синай?
То есть мы видим, что истина о святилище очень важна, раз Бог постепенно, шаг за шагом открывает верующим через наглядные примеры, дающие духовные уроки, истину об устройстве скинии и служении в ней. От понимания этой важнейшей истины зависит наше спасение. И далее Бог дает еще детали к пониманию святилища.
Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили
. (Исх.24:9-11).
Бога не видел никто и никогда, иначе бы они умерли, мы уже говорили о завесе разделения. Исходя из модели святилища, мы можем понять, что они видели. Священник, совершая служение во Святом, видел сияние Божьей славы, исходящей из Святого Святых.
Они видели Бога Израилева в том смысле, что им дано было видение Господа, позволившее им понять, каков Он через видение части Его славы, столько сколько они могли вынести. Для видевших это было чем-то потрясающим, грандиозным, внушавшим благоговение и священный трепет.
Они видели подножье трона Его, они ясно ощущали Его присутствие. Но образа Божьего они не видели:
единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь
. (1Тим.6:16).
Штрихи к портрету святилища, нарисованные Богом на горе Синай
И еще один штрих из данной наглядной истории, говорящий в подтверждении того, что Господь рисовал в разуме Своего народа образ святилища, как центра спасения и наглядность спасения. Те, кто взошел на гору с Моисеем, ели пред лицом Божьим. Вы помните то повеление, что Бог дал священникам совершающим служение в скинии пред Богом?
И возьми пшеничной муки и испеки из нее двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом… в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное
. (Лев.24:5-9).
И еще один штрих, к портрету святилища нарисованный Богом на горе Синай:
И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору
. (Исх.24:15).
И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию
. (Исх.40:34).
Внимательный исследователь Слова Божьего заметит все эти штрихи и увидит как красоту Божьего плана спасения, так и то, как Бог, мудрый Учитель, терпеливо учит нас науке спасения, науке обретения утраченной вследствие греха святости.
Через святилище Бог приглашает нас вникнуть в план спасения
И еще одна истина, связанная со святилищем. От стационарного святилища, открытого Богом на горе Синай, Бог дает повеление соорудить передвижное святилище. И в этом большой духовный урок. Истина должна быть доступна для всех живущих на земле и эта истина будет передвигаться вместе с народом Божьим. То есть там, где будет находиться народ Божий. Там будет звучать истина о святилище, как о центре истинного поклонения Богу, как истина о спасении Божьем падшего рода человеческого.
А так как это спасение от греха тесным образом связано с нами, то получается, что мы грешники, желающие быть спасенными от греха, должны быть органически, неразрывно связаны с истиной о святилище Божьем. Ибо происходящее в нем тесным образом связано с тем, что Бог намеревается сделать в нас.
Приглашая нас в святилище, Бог приглашает нас вникнуть в план спасения. И не просто вникнуть, а стать его активными участниками. Каким образом? Я уже вам говорил, что все, что Бог показывает нам наглядным образом, Он это делает для того, чтобы освятить наш разум. И чтобы мы, поняв истину, стали жить соответственно полученному свету; чтобы мы свой выбор и свою волю отдали служению истине Божьей.
Чему еще нас учит Бог через святилище?
Давайте вернемся вновь к устройству земной скинии. Если бы мы посмотрели с высоты птичьего полета, духовным взором на служение в святилище, в котором наглядно Бог открывает нам истину о нашем спасении, то мы бы заметили главные контуры этой истины, они открываются в следующем.
Наше спасение от греха происходит посредством жертвы и ходатайства, оправдания и освящения. Другого пути возврата к Богу у нас нет. Не существует другого пути для удаления завесы, разделяющей нас со святым Богом. Когда мы эту истину понимаем, мы начинаем сотрудничать с Богом в деле своего спасения. И это сотрудничество прописано в самом повелении Бога об устроении святилища.
И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте
. (Исх.25:8,9).
Святилище — это место обитания Бога, место истины и истинного поклонения. Его должен устроить человек, но по образцу, показанному нам Богом, по Его принципам. То есть в вопросах нашего спасения Бог — глава, Он наш разум, а мы — исполняющие то, к чему побуждает нас разум.
Святилище, его построение, учит нас важной истине — наше спасение невозможно без сотрудничества с Богом:
Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению. Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире
. (Фил.2:12-15).
Что значит со страхом и трепетом совершать свое спасение
Чтобы нам стать неукоризненными детьми Божьими, мы должны со страхом и трепетом совершать свое спасение. И в чем это выражается? В полном послушании воле Божьей, которую нужно исполнять без ропота и сомнения! Не так, как Израиль, который Бог Своей силой вывел из Египта из дома рабства и вел по пустыне в землю обетованную. А у них в их странствовании присутствовали именно эти два порока — ропот на Бога и на то, каким путем Он их ведет, и сомнение в том, что этот путь правильный. И каков результат этого? Все, кто имел эти два порока не вошел в землю обетованную. Бог, уважающий выбор Творения, не ввел таковых, ибо они в свое спасение не верили, так как не доверяли всецело Богу и Его водительству.
Какой духовный путь для спасения показывает Бог через святилище?
Святилище было реальным местом, в котором было реальное Божье присутствие. Чтобы прийти на поклонение к Богу, нужно было покинуть место твоего нахождения и прийти в то место, где Бог. В этом наглядном примере духовный урок. Будьте внимательны.
Каждый человек может иметь свое представление о Боге, а так же свое представление о служении Ему. Но наглядный урок скинии состоит в том, что нужно было приходить в скинию, где был Бог. Это учит нас тому, что в духовном мире у Бога есть Свое место обитания. И все наши личные духовные представления о Боге неверны. Как Бог физически зримо показывал, что у Него есть особое место Его присутствия, так и в духовном мире Он нас учит, что в духовном мире у Него есть определенное место Его присутствия. Этим местом является истина Божья, открытая в Писании и жизни Христа. Вот это духовное место для поклонения истинному Богу:
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
. (Иоан.4:23,24).
В духовном мире местом истинного поклонения Богу является место, обозначенное словами — «в духе» (искренность) «и истине» (так как указал Сам Господь, по Его воле). Это первое условие для сближения с Богом для обретения спасения.
Главное для спасения — желание самого человека прийти к Богу
Итак, вы пришли в скинию для чего? Для встречи с Богом, для общения с Ним. А вы знаете, что к Богу можно прийти только с определенным духом? С каким духом?
И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу
… (Лев.1:1,2).
Второе условие для восстановления правильных отношений с Богом, разрушенных грехом, — это желание, желание самого человека. Бог всегда открыт для общения:
Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям
. (Ис.65:2).
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною
. (Откр.3:20).
Мы грешим, живем своей жизнью, а Бог в это время влияет на наше сердце Своим Духом, побуждая нас прийти к Нему через жизнь Христа. И без нашего отклика на этот призыв наше спасение невозможно:
Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем»
(Иер.6:16).
Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!
(Лук.13:34-35).
Сердце человека останется пустым, без Духа Божьего, и он не обретет святости Божьей, если он сам добровольно не захочет прийти к Богу. Святилище Божье, в котором Бог нам на наглядных примерах открывает духовные вещи, касающиеся нашего спасения, учит нас тому, что Бог от нас ожидает нашего желания быть с Ним и служить Ему, приходить к Нему на поклонение.
Что у человека есть самое дорогое, что он может отдать в дар Богу?
Какие дальше Бог дает уроки в святилище:
…никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе
. (Втор.16:16,17).
Верующий, желающий восстановить отношения с Богом, не должен приходить к Господу с пустыми руками. Почему? Разве Бог в чем-то нуждается? Конечно же, нет. Апостол Павел хорошо объясняет, о чем свидетельствует дар, который человек дает от себя для другого. Он пишет Филипийцам:
вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу
. (Фил.4:16,17)
Дар свидетельствует об отклике человека, об отношении человека к тому, кому он преподносит этот дар. Чем ближе для тебя и дороже для тебя личность, тем дороже будет и твой дар.
О даре Бога для людей сказано:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
. (Иоан.3:16).
В этом тексте сказано, почему Бог дал людям такой великий и дорогой дар? Потому что Он возлюбил людей. Его любовь побудила Его к тому, чтобы отдать тем, кого Он возлюбил столь дорогой дар. Если человек откликается на Божью любовь, то, что у человека есть самое дорогое, что он может отдать в дар Богу? Самого себя целиком, свой дух (чувства, мысли, побуждения) и свое тело (дела, слова):
Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь (пренебрегать), Боже
. (Пс.50:19).
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего
. (Рим.12:1).
С чего начинается полное послушание Богу?
Итак, из наглядных уроков святилища, у нас получается следующая духовная картина нашего спасения, обретения нами святости Божьей и возвращения к Богу.
Не все наши представления о Боге верны. Бог таков, каким Его открывает Писание и жизнь Христа. Каждый желающий быть спасенным для вечности, должен осознанно и добровольно пожелать общения и примирения с Богом. Для того, чтобы это примирение состоялось, человек должен всего себя целиком предоставить в полное послушание Богу. С чего это начинается?
И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения — и приобретет он благоволение, в очищение грехов его
. (Лев.1:1-4).
Ваша жертва Богу должна начаться с того, что вы признаете себя грешником. Без этого дальнейшее общение с Богом и примирение с Ним невозможны. Ибо Божий план для человечества — это план спасения от греха, для этого Бог и Сына Своего послал в этот мир.
родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их
. (Матф.1:21).
потому что все согрешили и лишены славы Божией
. (Рим.3:23).
Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили
. (Рим.5:12).
Кому адресован дар Божий Иисус Христос
Несмотря на то, что это так очевидно, и смерть людей яркое подтверждение тому, что мы и согрешили, и продолжаем грешить, далеко не многие готовы признать себя грешником, или, по крайней мере, таким грешником, который бы нуждался в помощи Божьей, чтобы избавиться от грехов:
Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас
. (1Иоан.1:8,10).
Небо приветствует не тех, кто считает себя самодовольным праведником, а тех, кто готов признать свой грех, раскаяться в нем и оставить его. Именно таковым адресован дар Божий Иисус Христос:
Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии
. (Лук.15:7).
Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
. (Мар.2:17).
…нет праведного ни одного… потому что все согрешили и лишены славы Божией
. (Рим.3:10,23).
План спасения грешников от греха наглядно представлен нам в святилище Божьем
Итак, благодаря наглядным урокам, данным Богом во святилище, каким должен быть наш духовный путь, путь к Богу, путь к восстановлению отношений с Богом?
В виду того, что люди согрешили, а Бог свят, между Святым Творцом и грешным творением пролегла пропасть греха, не позволяющая Творцу и творению общаться лицом к лицу.
Бог предусмотрел план спасения грешников от греха. Этот план наглядно представлен нам в святилище Божьем. Благодаря наглядностям, показанным нам Богом в святилище, мы обретаем духовные уроки в деле нашего спасения и начинаем сотрудничать с Богом.
Наглядностью разделения творения с Творцом стала завеса в скинии. Каждый желающий своего спасения и восстановления отношений с Богом должен прийти к Богу добровольно, принять Его план спасения, признать себя грешником нуждающимся в Боге и Его помощи, Его силе в освобождении от греха и предоставить себя в полное послушание Богу.
Вот первые шаги духовного пути спасения, открываемые Богом на наглядностях в святилище.
Не забудьте поделиться с другими: