Самые Важные Знания. Тема №17 «Третья заповедь. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно»

Сегодня наш духовный взор будет обращен на третью заповедь вечного Святого Закона Божьего. Это та заповедь, за нарушение которой не исключают из церквей. Но библейская история свидетельствует о том, что в большинстве случаев Божьего наказания, когда Бог наказывал Свой народ в Ветхом завете, было именно за нарушение этой заповеди. Эту заповедь дерзнули нарушить такие мужи веры, как Моисей и Давид. За что они были сурово наказаны Богом. И хотя в Библии упоминаются праведники, кто эту заповедь соблюдал, все равно, в максимальной степени, примером в ее соблюдении был и остается Сын Божий Иисус.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх.20:7).

Что может быть проще соблюдения этой заповеди. Узнать из Библии имя Бога и стараться его не произносить просто так. А еще лучше, заменить обращение к Богу по имени на обращение, допустим, Небесный Отец. И тогда ты вообще будешь защищен от нарушения этой заповеди. Но так ли это?

Познавать Бога через слово

Эта заповедь вытекает логически из предыдущей, запрещающей любое изображение Невидимого Бога. Раз Бога нельзя изобразить, осязать, то понять Его можно только через оставшийся канал обретения знаний, через слух, т.е. через слово:

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. Внушай  их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. (Втор.6:4-7).

Все поколения верующих должны познавать, понимать Бога и Его волю о них через слово. Так же и весть о Нем язычникам они должны были нести через слово: И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. (Ион.1:1,2).

Какая взаимосвязь между именем и тем, кто его носит

Невидимый Бог раскрывался перед людьми посредством слова. Так как словами описать внешность Бога было невозможно, то ими передавались деяния Бога, которые, как мы уже с вами говорили во второй теме Самых Важных Знаний, тесно связаны с характером личности их совершающих.

В сотворенной Богом Вселенной действует незыблемый закон: Деяния личности определяются характером личности и наоборот, зная характер личности, мы можем с уверенностью знать, что от нее ожидать. Господь при сотворении мира и человека, показал ему взаимосвязь между именем и тем, кто его носит. Бог сотворил первого мужчину из праха земного и дал ему имя Адам не произвольно. Мы почитаем, как расшифровывают евреи, иначе не скажешь, имя Адам. Раскрывая и показывая в мельчайших деталях истину о том, что в имени сокрыта информация о его носителе. 

На любом языке каждое слово имеет свое особое смысловое значение. Например, имя первого человека – Адам, на иврите означает Человек.  По смыслу оно связано со словами:

  • Адама — земля, так как Адам был создан из праха земли и в нее же возвратился. Земля в данном случае является еще и символом того, что мы называем материей.
  • Дам — кровь, а в крови находится душа живых существ.
  • Адом — красный, цвет человека изнутри, цвет крови.
  • Дмут — подобие.
  • Домэ — похожий, так как человек был создан по подобию Всевышнего.

Вы видите, что в Божьем понимании имя – это не произвольный набор букв и звуков. А имя – это носитель информации о его владельце. 

По какому принципу давали имена наши прародители

Адам понял замысел Своего Создателя относительно назначения имени – это нести информацию о его носителе. Поэтому он сотворенной для него Богом женщине дал имя Жена. Еврейское слово жена (иша) произведено от слова муж (иш).  Это имя говорит о происхождении:

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. (Быт.2:23).

А после грехопадения женщине было дано имя Ева — (от еврейского имени Хава (חַוָּה‎). Образовано от Хай [hay] в значении «живая, живущая; дающая жизнь, жизненная, источник жизни». Теперь — Ева. Правильно ее имя звучит как — «Хава» (חוה) — дающая жизнь, от слова «хаим» (חיים) — жизнь. Можно заметить, что слово жизнь употребляется во множественном числе как  бы «жизни». Потому что Бог сказал о жене после грехопадении: …умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей… (Быт.3:16).

И  дальше уже сама Ева, понимая Божий замысел относительно имен, называет своего первенца Каин. Имя Каин (קין), произошло от слова «Ликнот» — покупать, приобретать; так как Ева, когда родила его, сказала: приобрела я человека от Господа. (Быт. 4:1).

Понятно, что все дети – это дар от Бога, но почему Ева не сказала и об Адаме, что мы приобрели человека от Господа? Потому что имя Каин она дала, веря, что это его рождение есть не что иное, как исполнение обетования рождения Спасителя от жены:

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем  ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт.3:15).

Имя также важно и для ангелов

Я думаю, что вышеописанных примеров достаточно для того, чтобы понять истину о том, что в Библии имя дается для получения информации о его обладателе. Это справедливо не только по отношению к людям, но и к небесным существам, например к ангелам.

Греческое слово ἄγγελος — ангелос, прямой перевод  др.-евр. מלאך‎ — мал’а́х с тем же значением, от архаичного корня др.-евр. לאכ‎ — посылать. Потому что о роли ангелов в Библии сказано: …Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр.1:13,14).

И как один из примеров служение ангела на острове Патмос:  И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. (Откр.22:6).

А вот имя известного всем ангела Гавриила. Гавриил ивр. גבריאל‎ — Гавриэль, означает помощник Бога, поддерживающий Бога. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие. (Лук.1:19).

Какую информацию несет имя Сына Божьего?

Все, что мы рассмотрели до сего места, касалось творения Божьего. Справедлива ли истина о том, что имя несет информацию о его владельце по отношению к Богу и Его Единородному Сыну Иисусу?  Да эта гармония прослеживается и в имени Сына Божьего, а так же и в имени Самого Бога Отца.

Почему Бог повелел назвать Своего воплотившегося в человеческое естество Сына Иисусом? Вам все станет понятно, когда вы узнаете какую информацию несет это имя о Его обладателе. Иисус — от др.-евр. имени יֵשׁוּעַ (Иешуа) –  «Иегова спасет» или «Иегова есть спасение», «помощь Иеговы».

Это имя вам хорошо будет понятно через призму самых известных стихов Нового Завета: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. (Иоан.3:16,17).

Эти  тексты говорят нам о том, что Бог Отец спасает грешных людей, через Своего Единородного Сына Иисуса. Это Его план и Его инициатива. Т.е. Иегова спасает людей через Иисуса. Некоторые верующие неверно понимают значение имени Иисус. Они полагают, что «Иегова спасает» это Иисус-Иегова, и Он Иисус-Иегова спасает. 

Но Сам Иисус этому не учил. По слову Божьему, прежде чем делать свои выводы о чьем-то высказывании, нужно прежде выслушать самого высказывающегося. судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?. (Иоан.7:51).

Христос говорит: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. (Иоан.5:43).

Поэтому не стоит толкать ложные теории, опираясь на различные книжонки и решать за Христа, что правильно, а что нет. Лучше внимать словам Сына Божьего из Библии.

Как правильно понять имя Илии пророка

Неверное понимание имени возникло от того, что верующие порой не знают принцип, заложенный в еврейских именах, в составе которых упоминается имя Божье. В именах, часть которых составляет имя Божье, Божья составляющая имени, является главной, а остальная часть имени подчинена главной части имени.

Например, Илия — (др.еврейское имя (איליה) [eliahu]) — Бог мой – Яхве (Иегова), Божья помощь, крепость Господня и сила Божья. Разве Илия был Богом  Яхве (Иеговой)? Или Илия — сила Божья? Конечно же, такое понимание имени абсурдно. Иегова был Богом Илии, и этот Бог являл Свою силу через Илию. Илия не был Божьей силою, ибо он сам в ней нуждался.

Вспомним его бегство от Иезавели. И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что сделано  с душою каждого из них. Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно  уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. Вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. (3Цар.19:1-6).

Разве это говорит о том, что Илия есть крепость и сила Божья? Илия сам нуждается в силе и помощи Божьей. В ней он всегда нуждался. И когда переживал голод у потока Хорафа, скрываясь от Ахава и Иезавели, и когда воскрешал ребенка вдовы, и когда низводил огонь с неба на горе Кармил.

Библейское понимание сложных имен, часть которых содержит в себе имя Божье

Когда Иисус висел на кресте, то он воззвал: …около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. (Матф.27:46,47).

Из-за своей  бездуховности глумившиеся у креста над Сыном Божьим не поняли смысл слов Христа, обращенные не к Илие, как к непосредственному помощнику Бога, а к Богу Илии, от Которого и сам Илия получал помощь, о чем и говорило его имя.

Ну и еще вспомните имя ангела Гавриила и его значение. Гавриил ивр. גבריאל‎ — Гавриэль, означает поддерживающий Бога. Кто в этом имени в активной форме, а кто в пассивной? Если Бог в пассивной, а Гавриил в активной, то Гавриил, подобен человеку, поддерживающему другого человека, чтобы он не упал. Но вы, же понимаете, что к Богу — Источнику всякой силы, в том числе и силы самого Гавриила, это толкование не подходит.

Поэтому имя Гавриил нужно понимать, как и все сложные Библейские имена, часть которого содержит в себе имя Божье. Т.е. Бог в активной форме, а Гавриил в пассивной. И выглядит это так: Бог через Гавриила осуществляет Свое правление во Вселенной. Бог, через Гавриила поддержал и Христа в Гефсимании. Это и есть Библейская истина.

Правильное понимание имени Сына Божьего

В имени Сына Божьего Бог на первом месте, как активная сторона, и Сын Божий, носитель этого имени, исполняет Его волю. В данном случае — это дело спасения человечества от греха. Такое понимание значения имени Иисус согласуется с Библией: Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. (Иоан.4:34).

Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то, воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. (Иоан.6:38-40).

Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. (Иоан.15:15).

Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. (Матф.26:42).

Первопричинной активной стороной в плане спасения людей через Него, является Бог Отец.

Этому учили и апостолы: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению,которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. (Еф.1:3-10).

Назвать ребенка именем Бога Яхве-Иегова — богохульство

Во Христе Бог осуществил Свою предвечную волю в деле спасения грешников. Поэтому имя Сына Божьего, Иисус, ярчайшим образом говорит нам о Его обладателе, о Единородном Сыне Божьем, через Которого Бог Отец – Иегова спасает грешников от рабства  греха.

И более яркой иллюстрации этого, чем прообразы жертвоприношений Ветхого завета, на которые указывают апостолы, тут и не найдешь:

Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. (1Пет.1:18-21).

Христос пришел, чтобы мы через Него уверовали в Бога и имели упование на Бога. Кто же хочет по другому понимать имя Сына Божьего и Его миссию, не так как мы только что рассмотрели и привели тому библейские доказательства, что Бог Отец — Иегова спасает мир через Своего Сына Иисуса. А для них Иегова – это Сам Иисус, Который спасает нас без Отца, то тогда вы можете в это верить.

Но ответьте на вопрос: куда вы дели Отца, о Котором вся Библия и Сам Христос говорят, как о первопричине Вечного Евангелия?

И еще одна маленькая ремарка. Никто и никогда в Израиле не называл своих детей чисто именем Бога Яхве-Иегова. А знаете почему? Потому что это было бы в высшей степени богохульство. Имена, которые давали детям, могли только частично включать в себя имя Божье, как принадлежность к Богу. Эти имена были сложносоставными и указывали на какие-то действия Бога. Даниил (Бог мой судья), Еммануил (с нами Бог), Иеремия (Бог возвышает), Иоанн (Иегова сжалился) и т.д. 

Почему Моисей дал Осии имя Иисус?

Имя Иисус давали и в ветхозаветное время, да и в новозаветное: Вот  имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом. (Чис.13:17).

Почему Моисей прежде, чем отправить соглядатаев высмотреть землю обетованную меняет имя Осия — просто «спасение» на имя Иисус, конкретно «Иегова спасает»? Уточняя от Кого спасение: ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас. (Втор.20:4).

И переименование Осии в Иисуса — выражение веры в эти слова. Если бы имя Иисус означало имя Бога, а не деяния Бога, то Моисей никогда бы себе не позволил дать человеку имя принадлежащее Богу. Это было бы явное богохульство. Евреи до сих пор не произносят имени Бога, считая это нарушением третьей заповеди. Так если для них даже на богослужении грех произнести имя Божье, то дали бы они имя Бога ребенку, чтобы оно звучало всуе? Конечно же, нет. 

Как разрешить кажущееся противоречие

В свете того, что мы узнали из Слова Божьего, вам теперь совсем не трудно понять, как разрешить некоторое кажущееся противоречие. В молитве «Отче наш» Христос сказал всем Своим последователям молиться:  Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое. (Матф.6:9).

И это согласуется с учением Ветхого завета: Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно! (Пс.98:3).

Более  того и прощение грехов, и спасение тесно были связаны с именем Бога Отца: Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. (Ис.48:9).

Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. (Пс.53:3).

А вот в Новом завете создается впечатление, что Бог поменял Свои принципы. И внимание всех верующих направляет не на Свое имя, а на имя Своего Единородного Сына. Почему?

И  сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть  из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. (Лук.24:46,47).

…ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало  бы нам спастись. (Деян.4:12)

Так как же теперь понимать это казалось бы противоречие. Все предельно просто. В Библии нет противоречий. Иисус, как мы уже отмечали, учил в молитве «Отче наш», молиться Отцу. А в последней беседе с учениками Он сказал: И  если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. (Иоан.14:13). Т.е. молясь во имя Христа, мы все равно должны обращаться Отцу. Отец Небесный та Личность, к Которой обращены наши молитвы во имя Его Сына.

Молиться нужно Отцу во имя Христа

Это хорошо понимали апостолы, после того, как им открыли ум к уразумению  Писаний:

Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали:  Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.

Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя  и совет Твой. И  ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса.

И, по молитве их, поколебалось место, где они были  собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением. (Деян.4:24-31)

Лучшим доказательством, что так молиться верно, является ответ на их молитву — излитие на них Духа Божия. Вы хотите пережить подобный опыт? Тогда молитесь Богу Отцу во имя Христа, и никак иначе. Бог отвечает на такие молитвы. Возвеличивая имя Христа мы не отодвигаем Бога Отца. Так молились апостолы:

Бог, сотворивший мир и все, … Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу  земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем…Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям  всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. (Деян.17:24-31).

В имени Иисуса содержится имя Бога Отца и Его деяния

В апостольской проповеди центральное место отведено Богу, осуществляющему Свои вечные планы через Христа. Длительной проблемой христианства является забвение Бога Отца. Поэтому христиане не могут достигнуть проповедью Евангелия ни евреев, ни мусульман, да и остальных тоже. Проповедуя об имени Христа мы должны проповедовать о Нем в свете: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин. 3:16). Потому что об этом говорит само имя Сына Божьего Иисус — «Яхве-Иегова спасает».

Вспомните, как Бог сказал о Христе, через Которого выводил Израильский народ из физического рабства: Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил, блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. (Исх.23:20-22).

Заметьте, что сказал Бог о Своем Сыне — «имя Мое в Нем, Его слушайте». Это параллель к Новому завету. В имени Иисуса «Иегова спасает» содержится имя Бога и Его деяния. Через Иисуса Бог Отец спасает мир. А потому Сына, Которого Он послал, нужно слушаться во всем: Когда  он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. (Матф.17:5)

Поэтому возвеличивая пред людьми Христа, как нашего Спасителя и Господа, вы так же возвеличиваете и Бога Отца. Ибо в имени Христа содержится имя и деяния Бога, Который Сам разработал план спасения – Вечное Евангелие, спасение людей через Христа; а потому Бог Отец является нашим Спасителем: Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день. (Пс.24:6).

Пренебрегая именем Сына, мы пренебрегаем именем Отца

Поэтому, прежде чем мы углубимся в исследование третьей заповеди Божьего Закона о недопустимости легкомысленного отношения к имени Божьему, будем помнить, что неуважительное отношение к имени Сына Божьего будет расценено Богом, как неуважение к Его  имени, ибо имя Бога в имени Иисус. И пренебрегая именем Сына, мы пренебрегаем и именем Отца, спасающего все человечество через Него: Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него. (Пс.2:11,12).

Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили (уважать, оказывать почесть) Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан.5:22-24).

Нельзя чтить Отца, пренебрегая Сыном, Которого Он родил: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. (1Иоан.5:1).

Почтите Сына, как Сына Божьего, как Божественную Личность, рожденную от Отца.

И почтите Отца, как нашего Отца и Отца Иисуса, как нашего Всемогущего Бога и как Бога Иисуса, Сына Божьего.

Наиболее распространенные имена Бога в Библии

Что же нам говорит Библия об имени Бога Отца? Библия учит тому, что имя Божье должно быть возвещено по всей земле:  Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. (Рим. 9:17, Исх. 9:16).

Но как это ни парадоксально, определить буквально о каком имени Божьем идет речь, и как оно звучит, не представляется возможным. Прольем свет из Библии и истории Израиля.

Библия употребляет несколько имен Бога. Наиболее распространенное из них Эль — древнейшее семитское обозначение Бога. Соответствует аккадскому Илу(м), ханаанейскому Эль или Иль и арабскому Эль в качестве составной части имен собственных. Этот термин обозначает «быть могущественным». В Библии Эль редко упоминается в качестве собственного имени Бога; оно почти всегда выступает как имя нарицательное.

Поэтому ему может предшествовать определенный артикль: Ха-Эль — этот (настоящий) Бог (например, Пс. 18:31,33,48; 57:3).  Иногда Эль употребляется с каким-либо эпитетом, например, Эль-элион. Слово элион на иврите означает `высший`, `верхний`. Применительно к Богу оно может быть переведено как Всевышний.  Эль ‘олам — Вечный Бог (Быт. 21:33).

Эль-Шаддай — в еврейской традиции принято толковать слово Шаддай как Всемогущий. Эти наименования фигурируют лишь в гимно-поэтических текстах. Моисей впервые вводит концепцию личного имени Бога, пославшего его к Израилю. Это имя обозначается в Библии буквами —  יהוה  — (отсюда принятое в науке название — тетраграмматон, то есть `четверобуквие`).  Уже  в IIIв. до н. э. избегали  произнесения  имени יהוה.  Оно заменялось словом Адонай или, когда имя Адонай предшествует יהוה, словом Элохим. 

В раннее средневековье, когда к лишенному гласных тексту Библии были добавлены огласовочные знаки для облегчения правильного чтения Священного Писания, слово было огласовано гласными О и А по примеру имени Адонай. Отсюда произошло употребляемое в христианской литературе имя Jehova (Иегова). Объяснение имени, данное в Исх. 3:14, — эхие-ашер-эхие (Я есмь тот, кто есмь).

Исследования А. Болотникова

В современном библиоведении принято толковать тетраграмматон  —  יהוה, как Тот, Кто является причиной бытия. Как правильно читать  тетраграмматон  — Яхве, Иегова или Сущий? Правильное прочтение зависит от способа прочтения. Тетраграмматон – это записанные  четыре согласные буквы, так как библейская письменность иврита не имела гласных букв, боясь случайно нарушить третью заповедь Декалога: Не  произноси имени Бога напрасно. (см. Исх. 20:7)

Приведем библейские исследования, многим хорошо известного, Александра Болотникова:

Израильтяне за несколько веков до нашей эры перестали произносить тетраграмматон вслух. Поэтому никто не знает, какой должна быть огласовка четырех согласных букв, так как об этом не сохранились никакие древние рукописи. Евреи не желая “напрасно” произносить имя Божье вслух при чтении Священного Писания прочтение имени Божьего заменяли на слово Адонай (Господь), или Элохим (Бог).

Так в некоторые переводы Библии попала ошибка – в значительной части случаев слово тетраграмматон было заменено на Адонай или Элохим. Огласовка тетраграматона гласными от Адоная встречается чаще и в разных вариантах произносится похоже на слово Иегова. Отсюда и появилось имя Бога Иегова. Имя Иегова появилось лишь в средние века благодаря христианским переводчикам. Произношение тетраграмматона не зафиксировано в древних (до нашей эры) иудейских источниках. То же касается и имени Бога Яхве. У него немного другая история. Многие ученые богословы понимали , что имя Бога не может быть Иегова. Но как же тогда произносить тетраграмматон?

В XIX веке учёный Г. Эвальд предложил другое чтение ЙаХВеХ (Яхве). Он ссылался на некоторых раннехристианских авторов; сокращенную форму имени Бога YAH, встречающуюся в ряде текстов Библии (см. Исх. 15,2; Пс. 67,5); а также окончания -yahu и -yah в некоторых еврейских именах. Иудеи и значительная часть христиан согласны, что правильнее тераграмматон произносить Яхве. Но другие христиане убеждены, что верно говорить имя Бога — Иегова. Кто прав, или неправ никто, мы никогда не узнаем, пока не будут найдены древнееврейские письменные свидетельства, что представляется маловероятным.А. Болотников

У Бога много различных имен

Мало того, что мы доподлинно не знаем звучание того имени, с Которым Бог открылся Моисею, а через него и всему Израилю, Бог в Библии открывается нам не с одним именем:

Бог- Ревнитель: Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель. (Исх. 34.14).

Господь — Саваоф: Искупитель наш — Господь Саваоф имя Ему. (Ис. 47:4).

Святой: Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его. (Ис. 57:15)

Искупитель: Только Ты — Отец наш; … Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». (Ис. 63:16).

Из этих стихов видно, что у Бога, во-первых, ни одно единственное имя. А во-вторых, мы видим, что имена Божьи даны людям не столько для запоминания их звучания, а имена Бога несут информацию о Нем, характеризуют Его: Он Тот, Кто является причиной бытия, Ревнитель, Сильный, Святой, Искупитель. Т.е. Бог озвучивает Свои имена для того, чтобы донести информацию о Себе Самом, о Своих деяниях, о Своем Святом Характере.

Все имена Бога несут в себе характеристику Бога. Чем сложнее конструкция, тем больше слов для того, чтобы ее охарактеризовать. Имена, которые давались людям и даются сейчас, не дают полноты информации об их обладателях.

Адам – человек, красная глина. Это лишь характеристика, связанная с его сотворением и все. Ева – дающая жизни, это характеризует Еву, как ту, что способна рождать детей и все.  Каин – приобретение, т.е. характеризует факт рождения первенца и те надежды, что были с ним связаны. И так по каждому имени.

Даже, когда имя у человека менялось, оно все равно говорило о, безусловно важном событии в жизни человека, но оно не давало его детальную характеристику. Например, Иосия – да поддержит Бог, переименован  в Варнава, что значит — сын утешения. Это не вся характеристика этого человека, хотя нужно признать, что определение «сын утешения» для этого человека верное.

Можно ли словами открыть всю информацию о Боге?

Как дать полную информацию говоря о Вечном, Вездесущем, Всемогущем, Всезнающем, Святом, Справедливом, Милостивом Боге? Разве этими словами можно все сказать о Боге? Все о Нем сказал только Иисус, Своей жизнью и учением: Я открыл имя Твое человекам… (Иоан.17:6).

Разве  ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. (Иоан.14:10).

О Своем Святом характере говорил Бог Моисею, проводя всю Свою Славу перед ним и провозглашая Свое имя: Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. (Исх.33:18-20).

И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление, и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим. (Исх.34:5-9).

Бог говорил о Своем характере. Это было актуально. Ведь израильтянам был дан Святой Божий Закон, как откровение Бога о Себе. И в Законе и в имени Божьем звучат слова: сохраняющий милость в тысячи   родов, прощающий вину  и преступление, и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.

Что наиболее важно в имени Бога?

Вы уже поняли, что в первую очередь имя Бога отражает Его характер, а посему можно сделать только один вывод – для спасения и духовной жизни верующего важно столько не то, как  правильно произносилось, т.е. звучало изначально имя Бога, а жизненно важно понимать, что несет в себе это имя. А так же для чего Бог открывается с этим именем?

Подумайте еще над тем, если бы было важным знать, как правильно звучит имя, или имена Божьи, то все пророки и апостолы, и, конечно, Христос, просветили бы верующих в этом вопросе. Ведь Сам Христос сказал: «Я открыл имя Твое человекам!».  Но Христос ни разу не показал, а как должно звучать имя Божье.

Более того, Он учил всех Своих последователей называть Бога так, как Он Его называет: Отец,  даже Папочка (Авва). Здесь Авва служит обращением, выражающим высшую форму доверия, искренней любви, сыновней покорности, а также дружеского расположения. Апостол Павел этому учил всех верующих: Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!». (Рим.8:14,15).

А  как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». (Гал.4:6).

Как вы думаете, Христос и апостол Павел желали спасения людям? Так почему же они ни разу не сказали, какое из Божьих имен нужно произносить для спасения, и как это имя должно звучать?  Давайте вновь вернемся к молитве «Отче наш».  Молитесь  же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое. (Матф.6:9).

Иисус Христос открывает нам Бога как Отца

Кем открывает нам Христос Бога? Отцом. Это и есть величайшее откровение Бога о Себе Самом данное через Своего Единственно рождённого Сына. Скажите, кто мог бы лучше Сына Божьего открыть нам Бога как Отца? Никто. Христос не играл роль святого человека, желающего не поддаться греху и остаться святым. Христос, в любви Своей к Отцу был Ему во всем послушным на земле, каким Он и был на небе до Своего воплощения.

Да будет воля Твоя, не как Я хочу, но как Ты. Вот пример истиной сыновей любви. В этом и состоит Вечное Евангелие, усыновить через Христа всех раскаявшихся грешников: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей. (Еф.1:3-5).

Вот в чем состоит предвечное Божье предопределение усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей. В этом состояла миссия Иисуса – Сына Божьего. Наделить всех уверовавших в Него Своим Духом – Духом Сына.

Пришел к Своим, и Свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати  и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоан.1:11-14).

Как Бог открывает Cебя в различных именах

Видя, что Бог, говоря о Своих именах, раскрывал нам Самого Себя, мы теперь понимаем тесную связь Бога со Своими именами. Эта связь есть и у людей. Так как многие люди носят одинаковые имена, то будем под именем использовать имя и фамилию, или прозвище. Если я вам скажу Иванов Петя, или Петров Ваня, то если вы в жизни не сталкивались с носителями этих имен, то вам эти имена ничего не скажут об их владельцах.

А вот если я скажу Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Ленин,  Барак Обама, Ангела Меркель, Индира Ганди и т.д. Имена известных личностей дают представление о самой личности и ее деяниях. И если кто-то делает деяния сходные с деяниями вышеупомянутых личностей, то ему нарицательно дают имя того, чьи деяния он повторяет. Часто убийц и мучителей называют Гитлер. Взаимосвязь понятна.

Так как Бог проявлял Себя в различных ситуациях  по разному, в зависимости от того, в каком откровении о Нем нуждались люди; то в зависимости от того, с какой стороны Бог открывал Себя, таким именем Он Себя и обозначал.

Авраам, после войны с Кедорлаомером и его союзниками за освобождение своего племянника Лота, очень переживал за безопасность своих родных и тех, кто жил при нем. И Бог, видя терзание Своего дитя, приходит к Аврааму и говорит: После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит… (Быт.15:1).

Бог открывается Аврааму щитом и защитой его, так как именно в этом откровении о Боге сейчас более всего нуждался Авраам. 

Бог открывает себя как Бог-Ревнитель

Позже, перед тем как ввести Свой народ в землю обетованную, заселенную идолопоклонниками, Бог, зная, что евреи столкнутся с идолопоклонством, раскрывает Себя как Бога – Ревнителя. Т.е. Бога, Который не будет смотреть сквозь пальцы на грех идолопоклонства в среде Своего народа: смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их. (Исх.34:12-15).

Еще позже, когда народ Божий находился в Вавилонском плену за свое беззаконие, и вавилоняне стали обращаться с евреями не по Божьей воле, полагая, что евреи вечно будут рабами вавилонян, а не только на время исправления, Бог открывается Своему народу с именем Искупитель, т.е. Тем, Кто освободит Свой народ из плена.

Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною. Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого. Искупитель наш — Господь Саваоф имя Ему, Святой  Израилев.

Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя  госпожою царств. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. И ты говорила: «вечно буду госпожою», а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после. (Ис.47:1-7).

В именах Божьих открывается характер Бога

Когда евреи делали обзор того, что Бог им уже открыл о Себе Самом, то они называли Бога так, как уже Его понимали: Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих. Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут», и Он был для них Спасителем.

Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля  их: Сам воевал против них.

Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? — благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны. Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». (Ис.63:7-10,15,16).

Ну и высшим откровением Бога о Себе, является откровение как об Отце и Спасителе грешников, явленное через жизнь и служение Его Сына Иисуса. Т.е. вы поняли принцип взаимосвязи имен Божьих, с которыми Бог открывался в различных обстоятельствах Своему народу, с откровениями Бога о Себе Самом. В именах Божьих открывается характер Бога. 

Как открывается третья заповедь на иврите

Начнем исследование третьей заповеди:  Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх.20:7).

Синодальный перевод открывает очень малую часть того, о чем на самом деле говорит заповедь. Многие гордятся могучим русским языком. Ведь с его помощью можно одно и то же описать разными словами-синонимами. Но более могучий язык — иврит. В котором одним словом можно сказать о многом. Изложение третьей заповеди с иврита на русский:

«Не произноси נשׂא‎ (не принимай, и сам не носи) имени Господа, Бога твоего, напрасно שָׂוְא‎ (ложно), ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит נשׂא‎ (принимает, и сам носит) имя Его напрасно שָׂוְא‎ (ложно)».

Как глубока эта заповедь. С виду столь просто выполнимая. Но какие масштабы последствий от ее нарушения, особенно верующими. Она аналогична девятой, запрещающей ложное свидетельство на ближнего своего.

Третья заповедь запрещает верующим принимать в себя и нести окружающим неверное свидетельство о характере Божьем, о принципах Его правления, о Его Святости. Принимающий в свое сердце и жизнь ложные познания о Боге, и распространяющий ложь о Боге, не останется без Божьего наказания.

Третья заповедь также запрещает использовать имя Его, т.е. говорить о Боге, чтобы выдать ложь за истину. Не простит Бог ложно клянущегося именем Его, произносящего имя Его во лжи, несущего ложное свидетельство о Нем, низводящего имя Божье и Его истину до уровня обыденности: Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь. (Лев.19:11,12).

Двух  вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и  употреблять имя Бога моего всуе. (Прит.30:7-9).

Как нарушил третью заповедь Моисей?

За нарушение третьей заповеди были наказаны такие великие мужи веры, как Моисей и Давид:

…Сказал Господь Моисею, говоря: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. Взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел  ему, и собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?

И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его, И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. (Чис.20:7-12).

За что такое суровое наказание? Давайте разбираться. Это был далеко не первый ропот израильтян на Бога и Моисея из-за жажды. Когда это случилось в первый раз, Бог повелел Моисею: И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. (Исх.17:5,6).

Скала — прообраз Иисуса Христа

Мы уже с вами отмечали, что все происходящее с евреями в пустыне — это не просто история этого народа, это и великие прообразы, через которые Бог доносит до нас Свое Вечное Евангелие. Апостол Павел раскрывает духовное значение этого случая: и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. (1Кор.10:4).

Бог доносил до сознания людей истину о том, в результате чего будет удовлетворена духовная жажда человечества, в результате удара по скале, и скала даст воду из себя. Апостол Павел говорит, что эта скала является прообразом Христа. Удар по скале указывает на сердцевину плана спасения, на смерть Сына Божьего на Голгофском кресте. В результате жертвы на человечество изольются потоки Божьего Духа.

Вот как эту истину подтверждает апостол Иоанн: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. (Иоан.7:37-39)

Но согласно Вечному Евангелию, Христос должен был умереть на кресте лишь однажды, а не дважды и не трижды: так  и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. (Евр.9:28).

Почему недостаточно жертв животных для искупления грешника

То, что делает Бог совершенно и без недостатков. Смерти животных, которые были прообразами смерти Христа, не достаточны для того, чтобы очистить людей от их грехов. Потому что эти жертвы несовершенны:

Закон (церемониальный, жертвоприношений), имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. (Евр.10:1-4).

Чем дороже предмет, тем больше он стоит. Как поверить в безграничную Божью любовь, если вас оценили стоимостью барана или козла? Отдав на смерть за наши грехи Самое дорогое — Своего Единородного Сына, Бог в Его лице отдал Себя, а может даже и больше. Родители, потерявшие своих детей, поймут меня лучше всего. Когда погибает ребенок, то для любящих родителей – это хуже собственной смерти. Они с радостью бы отдали свою жизнь вместо смерти ребенка. Отдав самое дорогое Бог показал, как Он оценил каждого грешника восставшего против Него. 

Эта цена – жизнь Сына Божьего, говорит о глубине Божьей любви к нам. Отдав на смерть Своего Единственного Сына, Бог показывает нам каким чудовищем является грех что уничтожить его можно только такой великой жертвой. Жертва Бога совершенна. Она достаточна для уничтожения греха и спасения грешников. Бог отдал все, не оставив самое лучшее Себе. В этой совершенной жертве самым ярким образом открывается Божий характер: Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего  в умилостивление за грехи наши. (1Иоан.4:8-10).

Что сделал Моисей, ударив по скале второй раз?

Когда Моисей ударил по скале в первый раз, — прообраз указал на Образ, и люди могли верно уразуметь Божий характер через Жертву, что будет принесена за их грехи, в том числе и за ропот. Поэтому уже имея, после удара по скале, верно открытый перед людьми характер Бога, явленный в совершенной Жертве, Моисею во всех последующих ропотах необходимо было только словами обращаться к скале для получения воды.

Что и происходит в нашей христианской жизни. Каждый раз, когда верующий согрешает, духовно не пободрствовав, он обращается к Богу за прощением грехов, ради той совершенной жертвы, что была принесена однажды на Голгофе; а не требует за этот сделанный им грех вновь умереть Иисусу. Повторная смерть Иисуса будет свидетельствовать только об одном, что Бог не отдал для спасения людей самое дорогое. А следовательно, не столь глубока Его любовь к согрешившим, как Он пытается это представить. Что есть не что иное, как ложь о Божьем характере. Эта ложь представляет Бога лжецом, т.е. с той чертой характера, что присуща диаволу:

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан.8:44).

Поэтому, ударив по скале дважды, кроме того первого раза, Моисей представил Бога, через неверно преподанный прообраз, лжецом.

В этом убедил Еву и Адама сатана в Едеме. За принятие этой лжи они и были наказаны: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.. сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте  их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете. (Быт.3:1-4).

За что именно были наказаны Моисей и Аарон

Моисей сказал: разве нам из этой скалы извести для вас воду?, говоря, что Вечное Евангелие не от Бога, а от человеков. А это в свою очередь говорит как бы о том, что грешник может сам себя спасти, без Бога. Это ужасная ложь диавола, воплощенная им в этику, эстетику и теорию эволюции, где утверждается самосовершенствование человека. И вновь характер Бога обесчещен. Поэтому Бог и сказал: …за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. (Чис.20:12).

Как вы помните, одно из Божьих имен, характеризующих Его —  Святой: Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его. (Ис. 57:15).

Моисей и Аарон принесли и произнесли ложное свидетельство о Божьем имени, т.е. о Его характере; за что были наказаны тем, что не вошли в землю обетованную, к которой столько лет стремились. Им не зачлись все их прошлые заслуги перед Богом.

Вот вам с виду простая заповедь, всеми легко соблюдаемая.  Аналогичное беззаконие сделал пророк Божий, царь Давид, когда совершил прелюбодеяние с Вирсавией, чужой женой, а после, убил ее мужа Урию, для того чтобы Вирсавия стала его законной женой. За эти дела Давида Бог сказал через пророка Нафана: но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын. (2Цар.12:14).

Как верующие люди дают искаженное представление о Боге

Велика ответственность верующих людей перед Богом. Заявляя о своей принадлежности к Божьему народу и неся на себе имя Его Сына, в котором, как мы уже говорили сокрыто имя Божье, мы своей жизнью (делами, словами) свидетельствуем миру о том, Каков Бог, открывшийся нам. Это учение как Ветхого завета, касающееся Израильского народа, а так же учение Нового завета, касающееся тех, кто претендует на звание народа Божьего:

Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. (Втор.7:6).

Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. (1Пет.1:14-16).

Это касается не только отдельно взятого человека, но и всей церкви в  целом: чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. (Еф.5:27).

Совершая грех, верующие люди, даже если они правильно проповедуют, бесчестят святое имя Божье в глазах окружающих их людей, т. е. дают всем искаженное представление о Боге.

Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. (Рим.2:17-24).

Ложные учения о Боге тоже нарушение третьей заповеди

В свете того, что Бог открывает о третьей заповеди Своего Святого Закона нести ложные вести, т.е. говорить и учить людей тому, что Бог не говорил, так же является нарушением этой заповеди. Ведь можно и словами исказить характер Бога в глазах слушающих вас людей.

Тогда  сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: «не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте». И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: «меча и голода не будет на сей земле»: мечом и голодом будут истреблены эти пророки. (Иер.14:13-15).

Ложное учение Вселенских соборов о троице, унижает Бога Отца и Его Сына Иисуса. Оно искажает представление обо всем плане спасения через Христа, лишая людей примера Сына Божьего, ставшего на все 100% человеком, а не наполовину.

Как же много проповедников этой лжи о Боге. Ложь о поклонении иконам и мощам вместо живого Бога. Насколько же эта ложь извратила понимание о Боге и сделала многих  христиан идолопоклонниками. Ложь о том, что со смертью Христа нет необходимости соблюдать Божий Закон, или, по крайней мере, все его Заповеди. Эта ложь оставляет людей в грехе, на территории сатаны, и закрывает от них вход в Божье Царство. Ложь о бессмертии души и вечных муках, о чем мы будем говорить позже. Эта ложь вообще представляет Бога хуже всех мучителей вместе взятых. Ибо все они могли мучить до смерти, а Бог, согласно этой лжи, будет виновных мучить вечно без всякой надежды на помилование.

Ложь о спасении без Голгофской жертвы

Коварная ложь о том, что Бог мог спасти мир через бескровную жертву, т.е. Иисусу не обязательно было умирать. Якобы у Бога был еще альтернативный план (Б). Как бы план (А), условно не сработал, а потому Бог стал осуществлять план (Б). Но эта ложь низводит Бога до уровня несовершенства. Почему в аптеках не одно лекарство от головной боли, а десятки? Ведь если бы оно одно во всех случаях помогало, то не было бы нужды в других. Количество и разновидность лекарств, свидетельствуют о несовершенстве каждого из них.

Если у Бога был план (А) и план (Б), то это лишает Бога абсолютной Божественной мудрости. И чтобы уж совсем стало ясно, кто автор этой лжи о Боге, прочитаем Священное Писание:

С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Матф.16:21-23).

Кто по словам Христа является автором теории о спасении людей без Голгофской жертвы? Ее автор сам сатана, принявший вид ангела света и обольстивший доверчивые души. Из текста видно, чем будут апеллировать проповедники этой лжи. Они будут давить на человеческие чувства, — «будь милостив к себе». Но между человеческими чувствами и Божьей истиной нет ничего общего.

У этого хитрого детища диавола тоже есть свои проповедники-апостолы. Которые, проповедуя эту ложь, нечестно вырывая тексты из гармоничного учения Библии, нарушают третью заповедь Божьего Закона, искажая в умах людей характер Божий. За что и будут наказаны как эти, так и все лжецы.

Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. (2Фесс.2:12).

Людям всегда по душе ложь, а не горькая правда

Ложь о Боге будут нести все те, кто отверг ясное свидетельство Бога о Себе и Его Единородном Сыне, явленное в жизни Христа. Не только распространяющие ложь о Боге виновны в нарушении третьей заповеди, но и те, кто внимает этой лжи.

Когда лжепророки в дни пророка Иеремии обольщали народ своей ложью, Бог не оставлял людей в их власти. Он послал Своего пророка Иеремию говорить народу истину. И перед людьми был выбор, они не выбрали ложь от безысходности, потому что больше нечего было  выбирать, как в дни СССР выбирали генсека КПСС.

У людей был выбор, но им была по душе сладкая ложь, а не горькая правда, как это происходит и ныне. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда». (Иер.23:16,17).

И народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их, — они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их. (Иер.14:16).

Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих, вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. (Иер.25:8-9).

Нельзя возлагать ответственность за себя на пасторов

Те, кто не примет правду о Боге, а будет слушать проповедников лжи, потому что их ложь соответствует желаниям грешных сердец слушающих, также будут наказаны за нарушение третьей заповеди, как и несущие ложь о Боге.

Как же заблуждаются сегодня те верующие, которые снимают с себя ответственность и возлагают ее на своих пасторов в вопросах истинной веры. В дни Христа религиозные вожди народа Божьего до того извратили понимание Бога своими человеческими учениями, преданиями и традициями, что народ Божий не смог узнать в Иисусе обещанного Богом Спасителя. Потому что обманщики учили о Мессии, что Он Тот, Кто освободит их от власти Рима и даст евреям мировое господство. А не Тот, Кто и самих евреев избавит от рабства греха. Даже несмотря на ясные свидетельства Слова Божьего, что Мессия родится в Вифлееме (Мих.5:2), обманутые люди говорили: Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. (Иоан.7:27).

И  сегодня люди сами дают себя обмануть. Потому что не ищут Бога в Его Слове и в жизни Иисуса, а следуют за человеком. Как же мало сегодня тех, кто был духом похож на древних верийцев:

Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. (Деян.17:11).

Что может защитить от лжи?

Священное Писание, рассмотренное через жизнь Сына Божьего – единственная защита верующего от обмана сатаны.  Бог призывает нас: …жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. (Кол.3:3).

Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;  Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. (Кол.2:6-10).

Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. (1Иоан.2:6).

Из этих текстов видно, что мы в безопасности от повсеместной религиозной сатанинской лжи только во Христе, в примере Его святой жизни. Христос единственный Человек на земле, не согрешивший и во всем отразивший характер Бога Отца. И пока вы в Нем, пока вы живете Его примером, Его жизнью, вам диавол духовно не может сделать ничего. Физически может, а духовно нет, ибо написано:

Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.  Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим  на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.  Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших. (1Пет.2:19-25)

Только во Христе можно полностью соблюсти третью заповедь

Идущий по стопам Христа, подобно Ему будет страдать несправедливо. Будет несправедливо оклеветан и отвергнут большинством. Но духовно он будет защищен праведностью Сына Божьего, ведущего его к Небесному Отцу домой, о чем и молился Иисус: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною…. (Иоан.17:24).

Теперь вы увидели, что нет другого пути в соблюдении всех заповедей Божьих, в том числе и третьей, как только во Христе. Ибо только в Нем, Его жизни, Закон Божий был исполнен на все 100%. 

Вне Христа люди способны только бездуховно, в своих глазах, соблюдать Закон Божий, ориентируясь на свою праведность, о которой Библия говорит вот что:  Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. (Ис.64:6).

Без Христа верующие способны соблюдать Божий Закон не лучше, чем фарисеи, которые в своей праведности распяли Сына Божьего.

Итак! Третья заповедь запрещает «переносить другим» и «принимать в себя» любое ложное свидетельство о Боге. Как вы понимаете, этим грехом болел Израильский народ, да и сейчас болеет. И, в не меньшей степени, в этом грехе повинно сегодня большинство христиан. Посмотрите, как описаны Богом те, кто соблюдет во Христе третью заповедь Божьего Закона:

И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. … это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел…и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. (Откр.14:1,4,5).

Почему имя Отца, т.е. Божий характер, стал их характером? Потому что они отвергли всякую ложь о Боге и последовали за Сыном Божьим, куда бы Он их ни повел.

Что будет в следующей теме?

Следующая тема будет посвящена той заповеди, что отвергают сегодня 90% христиан, живущих на Земле. А те, кто ее соблюдают, превратили ее в христианский выходной. Но как соблюдал ее Христос? Ибо только глядя на Его пример, мы можем соблюсти эту заповедь правильно. Об этом читайте подробно в следующей теме.


Самые Важные Знания. Тема № 17 «Не произноси имени Бога напрасно»

Скачать видео
Скачать аудио версию


Не забудьте поделиться с другими:


Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о