Давайте прочтем текст с дополнительным значением некоторых слов: Жены (женщина взрослая, замужняя или не замужняя, вдова, мать, жена, супруга) ваши в церквах да молчат (умолкать), ибо не позволено им говорить (рассказывать, беседовать, возвещать), а быть в подчинении (покоряться, повиноваться, слушаться) как (так как, соответственно, настолько насколько, подобно тому как) и закон (установление, законоположение) говорит. Если же они хотят чему научиться (изучать, усваивать) пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. (1Кор.14:34-35)

Содержание показать

Апостол Павел употребляет слово «жена» в его узком значении

Для начала выясним с помощью контекста, о каких женщинах здесь идет речь, так как слово «жена» имеет различные значения. Апостол Павел мог употребить это слово в широком его значении. Т.е. все, кроме девочек и девушек.

Но контекст слов апостола Павла говорит о том, что он применяет это слово, жены в церквах да молчат, в узком значении. Это следует из трех подсказок, которые можно найти в 1Кор.14:34-35.

1. Данная категория женщин должна быть в подчинении.

2. Быть в подчинении, как и закон об этом говорит.

3. Если же они хотят чему научиться (эта категория женщин), то пусть об этом спрашивают дома у мужей своих.

Сестры должны быть в подчинении у братьев?

В Библии сказано об отношениях между мужчиной и женщиной, то есть с братьями и сестрами:

все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. (Гал.3:27-28)

Когда речь заходит о братьях и сестрах, то здесь не делается различия, что кто-то стоит выше, а кто-то ниже. Написано, все вы одно во Христе Иисусе. Сестры также избирались на служение в церквах. Апостол Павел пишет:

Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. (Рим.16:1)

Сестры также служили в домашних церквах:

Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. (1Кор.16:19)

Слова Павла указывают, что это служение не считалось только служением мужа, но и жены его Прискиллы. Вот доказательства тому, что это было их совместное служение:

Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. (Деян.18:24-26).

Акила и Прискилла приняли у себя дома Аполлоса. И они вдвоем точнее объяснили ему путь Господень. Не сказано, что это сделал только Акила, то есть муж, но и Прискилла, жена его.

Сам апостол Павел свидетельствует о том, что жены могут молиться и пророчествовать в собрании:

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая… (1Кор.11:5)

Нет в Слове Божьем повеления тому, что сестры должны быть в подчинении в церкви у братьев. Жены были избираемы во времена апостолов на служение. Были диакониссами, могли точнее объяснить путь Господень, могли молиться, пророчествовать в церкви. Это не возбранялось делать тем же апостолом Павлом, слова которого мы сейчас разбираем.

Прописано ли подчинение жен в десятисловии?

Возвращаясь к контексту, в котором апостол Павел дает повеление о молчании жен в церквах, мы обнаружили, что Павел говорит, что это подчинение жены прописано в законе. Мы уже выяснили, что речь идет не о подчинении сестер братьям в церквах, а о каком-то другом подчинении.

Давайте обратимся к закону. Ведь узнав, о каком подчинении жены говорится в Священном Писании, мы поймем, в каком контексте писал апостол Павел свои слова.

Глядя на Закон — Десять Заповедей, мы не находим в них ничего такого, что жена должна подчиняться мужу, или что женщины должны подчиняться мужчинам. Значит, нужно посмотреть на контекст законов в широком смысле этого слова.

Как евреи и апостол Павел понимали Закон Божий?

Евреи смотрели на Слово Божье как на закон. Приведем тексты для подтверждения этому:

сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? (Иоан.8:4-5)

Они говорят, что эта женщина — прелюбодейка. А это нарушение десяти заповедей. Но тут же говорят, что в законе сказано побивать таких камнями. В десятисловии же мы не находим повеления о камнях. Значит, закон рассматривается в широком смысле слова.

Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? (Иоан.12:34)

В десятисловии невозможно найти ни одной заповеди, говорящей о том, что Христос пребывает вовек.

Еще один текст для подтверждения понимания евреями закона в более широком понимании слова, нежели десять заповедей:

Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними; и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову; и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо; но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. (Деян.21:23-24)

Апостол Павел, говоря о подчинении, ссылается на закон. Говоря об отношениях между мужем и женой, он также говорит о законе. Он смотрит на закон в широком смысле этого слова.

Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. (Рим.7:1-3)

Жена создана для мужа

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. (1Кор.11:3)

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. (1Кор.11:7-9)

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление. (1Тим.2:11-14).

Далее мы остановимся подробнее на этом тексте. А сейчас главное, что мы должны уяснить для себя — это то, что Апостол Павел ссылается на сотворение мира в Бытие; и на то, что Ева была создана из ребра Адама; и что жена создана для мужа; и также, что после грехопадения ей отведена роль быть послушной мужу. Ссылаясь на все это, он рассматривает это как закон. Не только десять заповедей для него закон. Но и то, что было написано Богом в Бытие, тоже для него закон.

Апостол Павел, говоря о господстве мужа над женой, указывает на следующий стих и говорит, что это закон:

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. (Быт.3:16)

Жены должны подчиняться своим мужьям, а не всем мужчинам

Ссылаясь на закон и говоря о покорности женщины, из слов апостола Павла следует одно: покорность женщины подразумевается в Библии только лишь в одном узком контексте — покорность жены своему собственному мужу.

Это также следует из контекста исследуемых нами стихов, что речь идет о сестрах и женщинах, имеющих мужей:

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. (1Кор.14:34-35)

«Быть в подчинении», где бы слово «подчинение» не использовалось в Новом Завете по отношению к женщине, оно всегда указывает на замужнюю женщину, которая обязана подчиняться своему мужу.

Приведем примеры из Библии подчинения жены своему мужу.

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. (Кол.3:18)

Заметим, что написано «жены подчиняйтесь мужьям своим», а не все женщины подчиняйтесь мужчинам.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. (Еф.5:22)

чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. (Тит.2:4-5)

Замужние женщины должны молчать в собрании

Мы обнаружили в Священном Писании, что когда апостол Павел говорит, что жена должна быть в подчинении, то он применяет это понятие в узком смысле слова. Жена — это только замужняя женщина. И подчинение — это подчинение женщины своему мужу. Павел более не раздвигает контексты этого понимания. Он не говорит, что все женщины должны быть подчинены всем мужчинам, потому что закон или же Слово Божье этому не учит.

Павел хотел, чтобы хранили молчание замужние женщины, мужья которых находились тут же на собрании. Однако заметим, что Павел не возбранял активно участвовать в богослужении прочим женщинам, если они были одеты как положено, о чем он пишет в 1Коринфянам 11 главе.

Замужние же своим молчанием должны были свидетельствовать о своей покорности своим мужьям. Не в смысле, что их кто-то унижал, лишал права голоса. Такое поведение противопоставляется апостолом беспорядку, который возникает в церкви, когда женщины разговаривают, со своими мужьями, допустим, во время собрания.

В контексте речь идет о тех женах, которые могут дома спросить у своих мужей то, что им было неясно из сказанного на собрании. Жены в церквах да молчат. Также из контекста ясно, что речь идет о верующей семье, раз жена может спросить у мужа дома, что ей было не понятно, и чему она хотела бы научиться на собрании. Ни вдова, ни незамужняя не имеют возможности спросить дома у мужа, что им было непонятно, а только на собрании могут получить вразумление. Поэтому к ним не относятся слова апостола Павла.

В каком смысле жены должны молчать в собрании?

В каком контексте жены должны были молчать? Вообще молчать, как рыбы? Или есть какой-то контекст?

Заметьте, что если бы вообще молчать, как рыбы, то тогда как же понимать слова самого апостола Павла, говорящего в этом же послании чуть раньше, о том, что жена может и молиться и пророчествовать. Ясно, что никак не получается, что жена должна молчать в абсолютном понимании этого слова. Однозначно, что она может и петь, и славить Господа.

Павел говорит, что если же они хотят чему научиться (изучать, усваивать), то пусть спрашивают о том дома у мужей своих, ибо неприлично жене говорить в церкви. Апостол Павел говорит в контексте собственного научения. А также говорит, не позволено им говорить (рассказывать, беседовать, возвещать), то есть в контексте о чем-то говорить другим. Все эти запреты помещены в очень важный контекст, ибо не позволено им говорить и рассказывать, а быть в подчинении.

Посмотрим внимательно на широкий контекст. Он говорит о подчинении жены мужу и говорит о том, чтобы это подчинение было видно. Жена не должна рассказывать, учить, возвещать, потому что ее научение или обучение других не должно противоречить тому, что она подвластна мужу.

Неподчинение жены мужу показывает ее лицемерие по отношению к Слову Божьему

Павел пишет верующим в Коринфе, что когда есть в церкви верующая семья, то отношения в этой верующей семье должны соответствовать тому, о чем говорит Закон Божий, а в частности книга Бытие, в которой сказано, что жена должна быть в повиновении у мужа. Это должно проявляться в том, что жена, имеющая верующего мужа не должна выставлять себя слишком умной, желая учить других, либо слишком любопытной, задавая вопросы. При том, что муж при этом как бы ни у дел. Т.е. он сидит просто рядом с ней, а она задает вопросы, учит и пытается чему-то других научить. Такое поведение жены является свидетельством против истины Божьей. Свидетельством того, что верующие говорят одно — как написано в Слове Божьем, а поступают по другому.

Апостол Павел не желал такого лицемерия, ведь он сам обличал иудеев за подобное. Получается, иудеев он обличал за это лицемерие, а в христианской церкви оно процветает.

Вспомним обличение Павла в адрес иудеев:

Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. (Рим.2:17-24)

Апостол Павел заботится о том, чтобы дело Божье не пострадало от неверного свидетельства. Об этом свидетельствуют слова, которые он сказал до и после исследуемого отрывка.

потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых. (1Кор.14:33)

Это было до исследуемого нами отрывка. Теперь приведем текст после отрывка, в котором он повторяет тоже самое, закрепляя:

только все должно быть благопристойно и чинно. (1Кор.14:40)

Крепкая семья — крепкая церковь

Апостол Павел рассматривал служение в церквах в контексте отношений в семье. Он не мыслил служение людей в церкви в отрыве от здоровой семьи, в отрыве правильных отношений в семье:

Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1Тим.3:1-5)

Апостол Павел понимал, что здоровье церкви напрямую зависит от здоровья семей. Потому что повеления, которые Господь давал в Законе в Своем, касались не церкви, а касались семьи.

Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. (1Тим.3:8-12)

Пригодность человека на служение определяется способностью созидать семью в страхе Божьем, Слове Божьем, не нарушая принципов Божьих относительно семьи.

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. (Тит.1:5-6)

Служители могли качественно совершать служение, созидать церковь Божью, если они уже проявили себя хорошими семьянинами и хорошо хранят семью свою. Возможность человеку служить в церкви Божьей невозможно без выполнения всего того, что написано Богом о семье.

Членов церкви Павел наставлял быть верными закону Божьему относительно семьи, для того чтобы церковь была крепкая.

Павел через семейные узы объяснял верующим глубины Божьего слова

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Еф.5:22-33)

Через семейные узы апостол Павел объясняет верующим глубины Божьего слова. Он делал это неоднократно:

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. (Кол.3:18-21)

Со всех сторон описывая, какими должны быть отношения в семьях, Павел хотел тем самым созидать церковь Божью.

Не стоит недооценивать важность здоровых семей в церкви

Институт семьи сегодня развален сатаной. Церковь Божья должна встать в проломе за истину Божью и учить людей тому, что семья должна быть здоровой.

Мы сегодня видим в христианстве падение нравов, разрешены разводы, нет той покорности, о которой говорит Священное Писание.

Закон Божий относительно семьи подразумевает, что жена и муж привязаны друг к другу, пока они живы, пока один из супругов жив. Если человек разбивает семейные узы и создает другую семью, либо бросает своего супруга, как сегодня модно говорить — не сошлись характерами, то Священное Писание говорит, что это прелюбодеяние. Этому учил и Христос:

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Матф.19:3-6)

Законы в церкви не должны противоречить закону семьи

Читая Библию, невозможно не заметить как много в ней внимания уделяется семье. Даже тогда, когда речь идет о том, каким должно быть собрание в церкви Божьей. Семья не оставлена без внимания даже тогда, когда речь идет о чине богослужения. Бог говорит о том, что у нас должна быть ответственность перед Его делом, чтобы свидетельствовать всему миру в семьях своих и в церкви об истине Слова Божьего. Свидетельствовать жизнью своей. Церковь состоит из семей и законы в ней не должны противоречить закону семьи.

Именно в этом контексте апостол Павел пишет наставления молодому служителю Божьей церкви Тимофею:

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. (1Тим.2:8-15)

Многие христиане вырывают эти слова Павла из их контекста и применяют их нечестно. Апостол говорит в контексте Слова Божьего о семье. И подтверждение тому является иллюстрация с Адамом и Евой. Адам и Ева — это муж и жена. Это не церковь. Это не пресвитер и сестра диаконесса. Когда Ева нарекается своим собственным именем в Ветхом Завете, то она нарекается как жена Адама. Здесь речь не идет брат и сестра, а муж и жена:

И нарек Адам имя жене своей: Ева… (Быт.3:20)

Через послушание слову Божьему жена свидетельствует, что исцеляется после грехопадения Евы

Даже тогда, когда выводятся какие-то духовные уроки в Новом Завете и упоминается Ева, она упоминается как символ замужней женщины:

Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. (2Кор.11:2-3)

Павел сравнивает верующих с женой, обрученной Христу, и приводит в пример Еву — жену Адама. Хоть Ева использована и в духовном смысле, но она также использована в значении жена своего мужа.

Жена спасется (сбережется, сохранится, выздоровеет, исцелится) через чадородие, если пребудет в вере, любви, святости и целомудрии.

Павел говорит о спасении вечном и об исцелении от греха непослушания. Ведь после согрешения Евы, Бог дал женщинам в удел покорность мужу и сказал, что будут рождать в муках детей.

Только послушание Божьему слову свидетельствует о покаянии, о том, что есть желание спасения. Многие сестры своей жизнью показывают, что они остались теми же бунтующими против Бога Евами, живущими по своим законам, не признающими авторитет мужа, не желающих воспитывать своих детей, не желающих вообще иметь детей и жить только для себя. Если жена смиренно примет установленные для нее Богом после грехопадения законы, то она этим свидетельствует, что исцеляется через послушание Богу.

Повеление «жены в церквах да молчат» не относится к пророчицам

Контекст семьи нельзя перенести на контекст церкви. Потому в церкви были дьякониссы, которые совершали служение Богу и не были безмолвными рыбами. В церкви были «Прискиллы», которые даже в присутствии мужа (не впереди его, не унижая его авторитета) точнее поясняли Аполлосу путь Господень. Были в церкви и пророчицы:

А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие. (Деян.21:8-9)

Они несли служение, порученное Богом. Бог же им не говорил — молчите, потому что вы женщины; Он Сам вкладывал слова в их уста.

Девора послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает тебе Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а Я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его и многолюдное войско его, и предам его в руки твои. (Суд.4:6-7)

Почему Варак в этот момент не сказал ей, жена да молчит? Почему он покорно пришел к ней, согласился идти, даже еще более того сказал, сам не пойду, ты иди вместе со мной?

Потому что она ему не жена. Он не имел права заставлять ее покоряться своей воле. Но самое главное, через нее в этот момент говорил Господь, Который Сам определяет — говорить Ему через мужчину или через женщину. Бог, если захочет, заговорит даже через ослицу.

Для нас должно быть важно не то, чьи уста произнесли эти слова, а кому принадлежат эти слова, и кто говорит посредством этих уст. Если Господь говорит, то альтернативы у нас нет. Если мы хотим быть спасенными, то должны послушаться Бога, даже если эти слова были сказаны женщиной для мужчины; а не сказать, — жена да молчит.

Будут пророчествовать и дочери ваши

Если Бог будет вам вещать через женщину, будет говорить Свою волю о вас, а вы скажете: замолчи, ты должна молчать. Кто же от этого потеряет? Ведь Бог предупредил о последнем времени: как и через кого Он будет действовать и говорить людям:

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. (Иоил.2:28)

Заметьте, что будут пророчествовать и дочери ваши.

Коринфская церковь самая проблемная в посланиях апостола Павла

Из послания апостола Павла видно, что в Коринфской церкви было очень много проблем. Это была самая проблемная церковь.

В других церквах этого не встречается. Или по крайней мере не в таком количестве:

потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?. (1Кор.3:3-4).

Существовал блуд без покаяния, без оставления греха:

Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. (1Кор.5:1-2).

Были не братские отношения, судебные тяжбы, с привлечением в конфликт между верующими неверующей стороны:

Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. (1Кор.6:1-8)

А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. (1Кор.7:1-2)

Какие еще проблемы существовали в церкви Коринф

Существовали проблемы отношения к идоложертвенной пище и непонимание влияния своих поступков на веру другого верующего:

Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. (1Кор.8:10-11)

Это еще не всё. В этой церкви было непризнание апостольского авторитета Павла:

Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (1Кор.9:1-7)

Сколько было проблем в этой церкви. Наверное, в этой церкви были собраны все проблемы, которые есть сегодня в христианстве.

Поведение женщин в собрании превращало служение Богу в неуправляемый базар

Судя из того, о чем говорит Павел, чему он учит и какие советы дает, нетрудно понять, что еще одной проблемой в Коринфе была проблема того, что жены в собрании вмешивались в рассуждения и проповеди братьев, задавая вопросы по услышанному. И хуже всего, что это было тогда, когда рядом находились их верующие мужья, которых они ни во что не ставили.

Такое поведение замужних сестер было поношение на истину. Ибо если всему собранию будет ясно, что брат сам находится под пятой у своей жены и не может ее усмирить, то чему он может научить других, если он не может свою жену обучить и обуздать.

Понятно, что данное положение вещей затрудняло проведение богослужений и превращало служение Богу в неуправляемый базар. Апостол Павел призывает верующих установить порядок и призвать к дисциплине подобных непокорных своим мужьям сестер. Если им на собрании что-то было не понятно, то не нужно ничего выкрикивать, выступать, вступать в словопрения, выставлять себя слишком умной или сильно желающей познать истину. Не нужно мешать братьям вести собрание. В этом контексте жены в церквах да молчат.

Апостол Павел желал, чтобы мужья по данной им от Бога власти над своими женами, обуздывали своих жен. Он очень хотел, чтобы люди это понимали. Подобную проблему он освятил и в послании к молодому служителю Тимофею.

Апостолу Павлу приходится напоминать, что коринфяне не родоначальники Слова Божьего

Из послания апостола Павла видно, что в собрании Коринфа были заведены свои собственные правила, устои, свои обычаи. Словно христиане Коринфа были основоположниками христианства. Сразу же после исследуемых нами текстов о том, чтобы мужья обуздывали своих жен, и чтобы жены не вели себя неприлично, апостол Павел пишет:

Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? (1Кор.14:36)

На богослужении в Коринфе женщины получили невероятно широкий доступ к рассуждению о Слове Божьем. Они, вмешиваясь в рассуждения братьев, ни во что не ставили своих мужей. Подобная практика для церкви Божьей была просто недопустима.

Апостол Павел в свойственной ему манере и деликатности, и в тоже время неоспоримой твердости, напоминает верующим в Коринфе то, что не они родоначальники Слова Божьего и тех законов, что установлены в Слове Божьем; а также то, что коринфяне не должны рассматривать свои собрания в отрыве от общего порядка во всей церкви Божьей. Потому что Бог не есть Бог не устройства, но мира, так бывает во всех церквах у святых мира.

В некоторых случаях коринфяне могут выбирать — принимать учение Павла или нет

В конце этих наставлений Павел очень тактично и мудро говорит:

Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет. (1Кор.14:37-38)

Коринфяне считали себя духовными. А стало быть апостол Павел поставил их перед выбором: если вы действительно духовны, то тогда встает вопрос, если вы духовны, то разумейте и примите то, о чем я вам говорю. Но не смотря на убедительность аргументов, конечно же, апостол понимал, что многие могут начать противиться даже тому, что он говорил, потому что не все признавали его авторитет.

В данном случае Павел показывает, что верующие могут поступать так, как считают нужным. Что еще раз свидетельствует о том, что он не поднял такой вопрос, который не может иметь разномыслие.

Только муж может присмирить свою жену

Почему нет категоричности в вопросах молчания жен? Потому что вопрос поведения сестер Павел рассматривает в семейном контексте. Это законы и заповеди Божьи, касающиеся семьи, но никак не внутрицерковного поведения.

А в контексте семьи глава жене — муж. И только он может и должен присмирить свою горделивую жену. Поэтому Павел и говорит мужьям: хотите — принимайте, усмиряйте своих жен, и тогда будет хорошо. Но если вы не хотите, это ваше право, только вы можете усмирить свою жену. Это заповеди Господни, но категоричности здесь нет. А кто не разумеет, пусть не разумеет. (1Кор.14:38)

В других переводах этот текст звучит так:

Кто же пренебрежет ими, тот и сам будет пренебрежен. (1Кор.14:38)

Т.е. сами мужья, не обуздавшие своих жен, будут прежде всего пренебреженны своими женами в совместной жизни, что может привести к разрушению семьи. Этот мужчина будет пренебрежен и Господом. Потому что он знал о проблеме, но не внял Господним советам и не обуздывал свою жену.

Об этом принципе пренебрежения Словом Божьим и последующим наказанием мы читаем в Священном Писании:

И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек. (1Цар.3:11-14)

Сделаем вывод по нашему вопросу

Однозначно Священное Писание не учит тому, что братья должны превозноситься над сестрами в церкви, и что женщина должна быть в подчинении у мужчин. Речь идет о семейном контексте. О подчиненности жене своему личному собственному мужу. И речь идет о том, чтобы она не унижала его авторитет на собрании и вела себя подобающим образом.

(Этот вопрос вы можете посмотреть в видео ниже с 00:51 минуты)


Другие вопросы в данном выпуске:

1. О каком вразумлении и раскаянии идет речь в Откровении 16:8-11?
(смотреть с 01:15:46 минуты)

2. «Всякое творение Божие хорошо и ничего не предосудительно..» (1Тим 4:4-5). Как понимать эти слова? Не говорят ли они о том, что есть можно все, не делая различия между чистой и нечистой пищей, как это было в Ветхом завете?
(смотреть с 01:34:00 минуты)

Ответы на вопросы 10/05/2016

Скачать видео / Скачать аудио


Не забудьте поделиться с другими:


Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о